АО «ГЛОНАСС» предложила собирать и хранить данные с установленных в автомобилях датчиков системы ЭРА-ГЛОНАСС. Соответствующая инициатива передана вице-премьеру Юрию Борисову, курирующему оборонно-промышленный комплекс. В письме, как пишет издание «Ведомости», речь идет о методах регулирования информационного взаимодействия внешних систем и «подключенных» автомобилей. Компания указывает, что неизвестно, какие данные передают и получают подключенные к таким системам машины.
В АО «ГЛОНАСС» отметили, что данные о маршруте, мониторинге действий водителя и информации с датчиков могут собрать автопроизводители, а также дилеры и автосервисы, у которых есть доступ к телеметрии.
«ГЛОНАСС» хочет декларировать все возможности взаимодействия подключенных автомобилей с другими системами и передавать «чувствительные данные» об автомобилях через защищенную государственную среду связи, чтобы повысить доверие пользователей и государства к сбору такой информации. В «ГЛОНАСС» считают, что такие данные дают возможность профилировать водителей, а в отдельном случае управлять механизмами внутри из-за рубежа.
Руководитель центра испытаний НАМИ Денис Загарин поддерживает идею хранения в России данных об автомобилях. По его мнению, важно еще и предоставить доступ к этой информации отечественным разработчикам программного обеспечения. Это поможет создавать IT-системы для автомобильной техники, включая беспилотники.
Сотрудник российской компании Cognitive Technologies, занимающейся разработкой автопилота для машин, предположил, что «ГЛОНАСС» хочет дублировать данные автопроизводителей в своей системе, видимо, чтобы заработать — брать плату за хранение или с автопроизводителей, или с государства. По его же данным, обрабатывать такой массив данных крайне сложно, а без обработки хранение теряет смысл. При этом пока в России «подключенных» автомобилей не более 1-2% от всего автопарка, но их доля постоянно растет.
Информация о перемещении автомобилей производителями тоже отслеживается, но хранится только в случае, когда инициатива исходит от самого автомобилиста, к примеру, он вызывает техническую службу или использует сервис консьержа. В стандартном режиме машина передает автопроизводителям только данные о техническом состоянии. Также автопроизводители традиционно получают и хранят истории изменений в конструкции авто, которая обновляется после каждого сервисного обслуживания у официального дилера. Эта информация привязана к VIN и доступна сотрудникам автопроизводителя, его дилерам и официальным органам по запросу. Некоторые технические данные поступают и в сервисные центры, к примеру, информация об износе тормозных колодок.
Напомним, АО «ГЛОНАСС» является оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая была введена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года. Новые автомобили, выпущенные на производстве или ввезенные из-за рубежа, должны в обязательном порядке оснащаться ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС с 1 января 2017 года. Система, установленная в промышленном порядке, имеет не только кнопку вызова оператора, но и функцию отправки сигнала SOS в автоматическом режиме при повреждении автомобиля.