Китай — крупнейший рынок электромобилей в мире, популярность электрических машин здесь во многом обусловлена крупными субсидиями на их покупку. Однако вскоре «халява» закончится: правительство КНР уже объявило о сокращении субсидий, а в 2020 году от них планируют полностью отказаться.
Государственная помощь для тех моделей, которые могут на одной зарядке преодолеть более 400 километров, сокращается с 50 000 до 25 000 юаней (с 482 000 рублей до 241 000 по текущему курсу).
На этом ужесточения не заканчиваются. Также теперь вдвое возрастает минимальный запас хода «электричек», при котором их производители смогут рассчитывать хоть на какие-нибудь субсидии со стороны государства. Если прежде этот параметр составлял 150 километров, то теперь — 250.
Любопытно, как власти КНР объясняют такой шаг. По их словам, субсидии уже помогли китайской промышленности: за последнее десятилетие производители электромобилей прошли путь от становления до зрелой индустрии. При этом отказ от помощи «сверху» должен лишь подтолкнуть технический прогресс: компании будут полагаться на инновации, а не финансовую помощь.
Некоторые китайские автопроизводители, такие как BYD Auto, заявили, что заранее подготовились к переменам. Но многим другим компаниям придется повышать цены на свою продукцию.
Эксперты ожидают, что сильнее остальных пострадает Nio. Несмотря на усиливающуюся борьбу за спрос на внутренним рынке, эта фирма заявила, что не будет снижать цены на свою продукцию, то есть с учетом отмены субсидий конечная стоимость для покупателей заметно вырастет. Кстати, одним из инвесторов Nio является Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), подконтрольный правительству РФ.
В последние годы в КНР наблюдается настоящий бум рынка электромобилей. По итогам 2018 года в Китае было продано 1,1 миллиона электрифицированных машин (то есть собственно электрокаров и подключаемых гибридов), рост составил более 80%. Даже совокупные продажи в Евросоюзе (408 000 штук) и США (361 000) заметно отстают от этого показателя.
По данным аналитиков, сейчас в Поднебесной насчитывается свыше 480 компаний, занимающихся выпуском электрических машин. Это количество включает как мелких производителей, продающих очень дешевые микромашинки, так и гигантов вроде Geely. Не исключено, что за счет обострившейся конкуренции и отмены субсидий в обозримом будущем их станет существенно меньше.
Государственная программа по популяризации электромобилей в Китае действует с 2017 года.