В московском парке «Сокольники» открылась выставка ретроавтомобилей — Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина. В этот, 28-й раз, выставка разместилась в двух павильонах и включила в себя не только экспозицию ретроавтомобилей, но и Фестиваль технических музеев. А в последний день пройдёт автоаукцион.
В этот раз экспонатам Галереи не тесно на выставочных площадях, как бывало в иные годы, можно подойти почти к любому автомобилю и пофотографировать без навязчивых рекламных баннеров или строгих ограждений. Это удобно и создаёт доверительную атмосферу, в принципе, ретровыставкам не очень свойственную. Но, как всегда, не хватает компетентных рассказчиков или хотя бы сопроводительных табличек с историями выставленных машин; те, что есть, лапидарны и часто содержат неверную информацию. Приходится активировать собственную эрудицию или прямо на стенде заходить в интернет за нужными сведениями.
Одним из ключевых экспонатов выставки стала амфибия Арго, построенная около 60 лет тому назад Максимом Мельниченко, начальником отдела гидростатических трансмиссий Челябинского тракторного завода. Арго уже показывали на одном из ретроаукционов, много о ней информации и в интернете. Но почти все сведения — в той или иной степени чушь. Даже на сопроводительном листке скопирована информация с одного из сайтов, носящая весьма приблизительный характер.
На самом деле история этой машины доподлинно неизвестна, даже имя автора разработки даётся в первом приближении. Более-менее точно можно сказать, что делали её не на самом ЧТЗ, а в каком-то гараже поблизости, а на заводе только изготавливали детали сложнейшей гидростатической трансмиссии. Полностью алюминиевый кузов склёпан вручную, по авиационной технологии. Сочленённая схема выбрана для возможности поворотов, в том числе и на воде. В заднем отсеке должен был стоять двигатель от Победы, но непонятно, успел ли создатель его поставить и испытать машину. В настоящее время мотора нет — именно в таком виде Арго (название тоже условное) досталась известному коллекционеру и автоисторику Владимиру Кирееву. Владимир датирует машину началом шестидесятых годов, привязываясь к конструкции ложементов передних фар: туда встают только фары от второй серии 21-й Волги. Популярные в интернете истории о том, что ещё в пятидесятых годах Мельниченко гонял на машине на рыбалку — не более чем народные фантазии; Арго так и не была закончена и никогда не передвигалась своим ходом.
Показали на выставке долгожданную реплику Москвича-408 Турист. Это дань проекту завода МЗМА 1964 года: Москвича с кузовом хард-топ, то есть купе со съёмным жёстким верхом. По легенде, эту машину делали в подражание Renault Floride, одного из самых красивых европейских автомобилей своего времени, один экземпляр которого был подарен французами Никите Хрущёву. Собрали два опытных образца Туриста, которые после испытаний порезали на металлолом, сочтя выпуск нецелесообразным: не нужен, дескать, советскому человеку красивый и непрактичный кабриолет. Выставочный Турист воспроизведён по фотографиям и скудным сохранившимся чертежам в мастерской Евгения Шаманского, воспроизведён с любовью и высокой степенью достоверности. Чего не скажешь о втором таком же проекте, представленном мастерской Павла Маркина.
Но, наверное, самым ярким и ожидаемыми экспонатом стал Москвич-415С, экспериментальный внедорожник 1973 года, считавшийся утраченным. Это переходная стадия от первых утилитарных образцов «четыреста пятнадцатого», постройку которых начали в 1957 году, и окончательной версии внедорожника с индексом 2150. Машину раскопали на дачном участке в Калужской области в весьма плачевном состоянии. И, отмыв, показали на предыдущей Олдтаймер-галерее. Теперь за машину взялись реставраторы из Симонов Моторс: кузов уже восстановили, на очереди агрегаты и салон.
Претенциозный технический музей УГМК из Верхней Пышмы привёз в Москву уникальный фаэтон КИМ 10-51, который специалисты называют единственным сохранившимся автомобилем КИМ с таким типом кузова. Машина воссоздана буквально из руин в мастерской Старая школа, благодаря найденным автоисториком Дмитрием Дашко оригинальным чертежам. На стенде того же УГМК есть и ещё один КИМ, 10-50, тоже отменно реставрированный.
И ещё штрих к истории неофициального российского автопрома: кастом на базе Studebaker Champion 1951 года. Он был построен в 1970-е годы в Ленинграде, некими военными инженерами. Судя по всему, им досталась американская машина в некомплектном состоянии или аварийная и они решили восстановить её с помощью доступных деталей. И так увлеклись, что превратили Студебекер в настоящий концепт-кар, внедрив в него огромное количество сервисной электроники, в СССР совершенно неведомой. Даже рулевая колонка изменяла своё положение с помощью сервопривода! Коробку передач оснастили роботизированным приводом переключения, фары научили подсвечивать повороты. Причём большинство исполнительных механизмов использовали сжатый воздух, для чего в машине смонтировали аж 10 воздушных ресиверов. Проект не был закончен — его бросили в 1979 году. И только в 2015 году машина, выкупленная Андреем Сергеевым у родственников скончавшегося создателя проекта, прошла реставрацию. Не полную, но Студебекер хотя бы привели в нормальный вид.
Об остальных интересных экспонатах можно прочесть в подписях под фотографиями. Или, что лучше, сходить на Олдтаймер-галерею и увидеть всю эту историческую красоту живьём. В этом году, кстати, не так много навязчиво-непрофильных продавцов мёда и сувениров, торгуют в основном по делу — старым запчастями да символикой СССР. Так что и суеты ненужной нету.