В России готовится законодательная база для возможности введения в городах зон, куда могут запретить въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса.
Как пишет «Коммерсантъ», Минтранс по поручению федерального правительства уже подготовил план по введению экологически чистых зон в Москве и Санкт-Петербурге, сейчас он находится на согласовании с другими ведомствами.
Власти Москвы и Петербурга должны будут сами определить, в каких районах и от какого вида транспортных средств наносится максимальный ущерб экологии.
К октябрю МВД и Минтранс разработают поправки к КоАП по введению нового штрафа за проезд под знаком, которым обозначается экологически чистая зона. Указатель был введен в ПДД в июле 2018 года, но нигде еще не применялся: цифра на нем означает экологический класс двигателя автомобилей («Евро-0», «Евро-1», «Евро-2», «Евро-4» и т. д.), которым можно проезжать. Сегодня для нарушителей требований этого знака применяется штраф 500 рублей, но в Минтрансе предлагают ввести новый вид нарушения с повышенной санкцией (какой — пока неизвестно).
Еще один пункт плана касается машин, в документах к которым нет данных об экологическом классе. Сведения эти начали записывать в паспорта транспортного средства (ПТС) в 2008–2011 годах. В России зарегистрировано более 20 млн машин возрастом старше десяти лет, это 30% всего автопарка, все они почти наверняка без экологического класса: непонятно, как быть, если такой автомобиль проедет под камерой в «чистую» зону. Минпромторг должен будет к октябрю разработать «упрощенный порядок» присвоения класса для старых машин.
Сейчас экологический класс старого автомобиля можно установить в специализированной фирме или лаборатории. Они не замеряют токсичность выхлопа, а пользуются базами данных, в которых экокласс определяется по модели и году выпуска. Заключение, которое затем надо будет предъявить в ГИБДД, стоит в среднем 3000–5000 рублей.