Госдума в первом чтении приняла законопроект, направленный на противодействие практике оформления диагностических карт без реального проведения техосмотра. Документ разработан по инициативе федерального правительства.
Законопроектом предусматривается фото- и видеофиксация процедуры техосмотра, «что позволит достоверно установить факт проведения ТО», говорится в пояснительной записке. Будет введен государственный контроль за соблюдением операторами техосмотра установленных требований к его проведению.
После принятия закона диагностическая карта, необходимая для получения полиса ОСАГО, будет формироваться по результатам ТО в виде электронного документа, который подписывается квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Данные карты, а также фото и видео подтверждения прохождения ТО будут заноситься в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). Причем количество выданных карт и внесенных записей в ЕАИСТО должно соответствовать значениям пропускной способности пункта техосмотра.
Эти меры должны исключить возможность выдачи поддельных диагностических карт.
Также законопроект предусматривает разделение контроля за работой пунктов ТО. В компетенции Российского союза автостраховщиков (РСА) сохраняется контроль за соблюдением операторами техосмотра требований аккредитации. Надзор за соблюдением правил проведения технического осмотра будет передан МВД. Также ведомству будут сообщаться факты выявления нарушений операторами требований законодательства о техосмотре.
Законопроект устанавливает требования к характеристикам и перечню оборудования для проведения ТО, к его программному обеспечению, к средствам фото- и видеофиксации, а также к помещениям, в которых проводится осмотр. Предполагается введение передвижных диагностических линий. Соблюдение требований будет подтверждаться при выдаче аккредитации пункту ТО. Аккредитацию должны получать и сами операторы.
Документ прошел только первое чтение, в него еще будут вноситься поправки. После принятия окончательного варианта отводится один год на переходный период для подготовки к вступлению новых норм в силу.
11 декабря, также в первом чтении были приняты изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Так, за управление транспортным средством без диагностической карты водитель будет наказываться штрафом в 2000 руб. (сейчас штраф за отсутствие ТО — 800 руб.). За оформление фальшивой карты без прохождения процедуры ТО предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей для должностных лиц, от 100 000 до 300 000 рублей. для юридических лиц. За проведение техосмотра без аккредитации оператору будет грозить уголовная ответственность, если его действия причинили крупный ущерб.