Энтузиаст из Эстонии по имени Андрес Оямае восстановил редчайший советский автомобиль — бортовой грузовик УАЗ-450Д («Головастик») из первого поколения «Буханок», выпускавшегося в 1958-1967 гг. На всей территории бывшего СССР сохранилось не более десяти таких машин.
Семейство УАЗ-450 базировалось на агрегатах ГАЗ-69. Несмотря на разное шасси, нынешние «Буханки» во многом повторяют 450-й по деталям кабины и кузова, но дизайн фронтальной части у них абсолютно разный (различаются форма решетки радиатора и расположение оптики).
Андрес нашел раритетный грузовик случайно. Эстонец увлекается старой техникой; два года назад в городе Пярну он участвовал в выставке ретромашин со своим ГАЗ-69, когда к нему подошел пожилой человек и предложил купить у него такой же старый «ГАЗик». Андрес согласился — через несколько дней он поехал к этому человеку, чтобы забрать его автомобиль. Уже на месте эстонец в стороне от ГАЗ-69 увидел гораздо более редкий и ценный экземпляр, который сиротливо стоял под навесом. Это и был УАЗ-450Д.
«Когда я увидел “Головастика”, чуть сознание не потерял!» — вспоминает Андрес.
Оямае поинтересовался историей машины у владельца. Старик рассказал, что она выпущена в 1963 году, давным-давно грузовик принадлежал колхозу, который, в свою очередь, выкупил его у воинской части. Вместо кузова на шасси была установлена пассажирская «будка» — «УАЗик» использовался для доставки детей в школу. Дед приобрел машину у колхоза еще когда был молодым — в начале 1970-х годов. За 45 лет мужчина проехал на ней всего 70 000 км — в основном автомобиль использовался для выездов на рыбалку и доставки улова на рынок.
Мужчина не собирался продавать грузовик, Андресу пришлось долго убеждать его, что машина попадет в нужные руки. В итоге владелец сдался.
«Машина досталась мне в хорошей комплектации, а запчасти, которых сейчас не хватает (их просто не достать), пришлось использовать похожие — такие, как бензобак и глушитель. Зато все остальное — оригинал», — рассказал эстонец корреспонденту Drom.ru.
Оямае долго и тщательно собирал информацию о таких УАЗах, прежде чем приступить к реставрации грузовика. Но на сам процесс восстановления ушло не так много времени — около полугода. Андрес говорит, что работа оказалась несложной — до 450Д он реставрировал ГАЗ-67 времен Великой Отечественной, с ним мороки было куда больше.
Нынешнее состояние «Головастика» на 85% соответствует оригиналу. В частности, не хватает эмблемы УАЗ на носу: она должна быть первого образца — красный круглый значок с названием завода в хромированном обрамлении со стилизованными крыльями.
Как замечает Андрес, внешнее родство 450Д с нынешними УАЗами — обманчивое, поскольку от современных «Буханок» для этой машины подходят только лобовое стекло, колесные диски и резина.