Росстандарт разрабатывает национальную методику проведения краш-тестов автомобилей. Она получит название RuNCAP, что расшифровывается как «российская программа оценки новых автомобилей». В ближайшее время ведомство организует технический комитет, который и займется разработкой необходимых стандартов и требований.
К настоящему моменту уже определено, что RuNCAP будет включать фронтальный и боковой краш-тесты, а также тесты систем активной безопасности — курсовая стабилизация, системы предотвращения ДТП, адаптивный круиз-контроль и так далее. Для некоторых испытаний из соображений экономии предполагается применение компьютерного моделирования.
Как отмечает газета «Известия», в качестве основного партнера в реализации проекта Росстандарт видит автомобильный институт НАМИ, который имеет соответствующие экспертные компетенции и испытательную лабораторию.
По прикидкам, на организацию и запуск RuNCAP потребуется минимум 3-5 лет. Пока не выработана методика, в Росстандарте не могут сообщить, кто и как будет приобретать автомобили для краш-тестов. Рассматривается возможность автопроизводителей самостоятельно предоставлять свои машины для оценки их безопасности. Если эти требования станут обязательными, то закупать новые машины сможет и Росстандарт как орган надзора (ранее ведомство вышло с инициативой внести изменения в законодательство, позволяющие ему осуществлять мероприятия в форме контрольной закупки).
В настоящее время в России действуют обязательные сертификационные краш-тесты — без их успешного прохождения на новую модель не оформляют Одобрение типа транспортного средства (документ, дающий право продавать машину на рынке). Правила включают фронтальный удар (по правилам ЕЭК ООН № 94) и боковой удар (№ 95). Во фронтальном краш-тесте автомобиль бьется о 50-процентное деформируемое перекрытие на скорости 56 км/ч.
Также в России есть независимый рейтинг пассивной безопасности автомобилей ARCAP, который ведет издание «Авторевю». ARCAP базируется на протоколе EuroNCAP, он более строгий — фронтальный удар о 40-процентное деформируемое перекрытие со скорости 64 км/ч (плюс-минус 1 км/ч).
Сейчас в мире лишь несколько стран могут позволить себе проведение собственных краш-тестов. Так, своя методика есть у Евросоюза — Euro NCAP (в числе ее создателей журналисты из автомобильных СМИ). Собственные методики краш-тестов у Австралии (ANCAP), Китая (C-NCAP), Японии (JNCAP), независимого автоклуба ADAC в Германии, в Латинской Америке (Latin NCAP). В США сразу две организации проводят испытания: Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) и Страховой институт дорожной безопасности (IIHS).