В Венгрии умер создатель легендарного «Икаруса»

06 Июля 2018 | 12849 просмотров

Грустное известие пришло из Венгрии — 1 июля из жизни ушел Ласло Финта, автор дизайна и конструктор автобусов Ikarus 200-й серии. Ему было 84 года.

Как пишет венгерское издание Blikk.hu, Ласло родился в маленьком городе Помаз в центральной части Венгрии. Он начал учиться инженерному делу еще в юности и уже в 20 лет был квалифицированным специалистом. Проектированию кузовов автомобилей Финта обучался по учебнику Юрия Долматовского — знаменитого советского автодизайнера.

Работать в фирме Ikarus Финта начал в 1956 году, первым его проектом был автобус Ikarus 303 1959 года. Но настоящим профессиональным достижением Ласло стали Ikarus 200-й серии, которые появились в 1967 году. Для своего времени у этих машин был передовой дизайн. Несмотря на жесткие технические требования и ограничения по себестоимости, Ласло удалось наделить автобус узнаваемым дизайном и функциональным салоном.

Ikarus 200-й серии был одним из основных автобусов в СССР и России в 1970-1990-е, в наших городах ездили десятки тысяч таких машин. Но на самом деле эта модель поставлялась во множество других стран, включая даже США и Канаду. Основная модель семейства — городской Ikarus 260 — вошел в историю как самый массовый автобус большого класса в мире: с 1967 по 1996 год было собрано 75 547 таких машин.

Городской Ikarus 260
Междугородние Ikarus 250 в СССР

Ikarus в США
Ласло Финта возле своего детища

Ikarus 303 — первый автобус разработки Финта Ласло
Ласло Финта

Денис
Искитим
В союзе наверное самый лучший автобус был.

Авторы, поправьте пожалуйста, в статье имя - он не Финта Ласло, а всё-таки Ласло Финта. По правилам венгерского языка сначала идёт фамилия, а потом имя :)

260й и сейчас бы многим конкурентам нос утер.
да, 260 и сегодня не выглядит устаревшим! Хорошая работа.

Автобус радовал весь Советский Союз,пусть создателю будет земля пухом....

2:5090/24
Икарус - тема был на дальняк, мягко, но вонючий правда..

Хороший автобус! Все эти Дэу, Нефазы и т.д. в сторонке нервно курят.
Земля ему пухом! За этот автобус заслужил Рая!
Так будет не всегда!
Все великие идеи проходят стадию мечты и бреда.
Крас142
ЛЕГЕНДА - как сам человек , так и его детище . Оставил след в истории .
Каройнер
икарус в сша удивил....как они умудрились там продавать свои автобусы....в мекке автомобилестроения.....
blitzjp
260й и сейчас бы многим конкурентам нос утер.
Какие основания так считать?

Помню в детстве любимое место в гармошке был поворотный круг. За 8 лет учебы в школе я наверно пару раз успел оплатил за проезд. Не было тогда ни кондукторов ни контролеров, видать им просто не платили зарплату. Ушло то время в 2000-х последним из могикан отрезали заднюю часть, они бы до сих пор катались бы по городу, но ПАТП разорился и достался за копейки олигарху, вместо них теперь Газели, Боксеры Дукатики)
Мой отзыв: Honda Partner 1997
him541
Создатель пережил свое детище, крупнейших производитель автобусов в Европе, сейчас собирает их поштучно =(
Этот автобус был легендой только там, где не было нормальной конкуренции.

Автобус детства, как и Лиаз 677.
Икарус всегда нравился именно с четырехстворчатыми дверьми. А прокатиться на площадке где гармошка - маленький бесплатный аттракцион)))

Вспоминаю как же холодно в нем было зимой!!!
Bakboris
Сам в Будапеште в 2013 году видел Икарусы с гармошкой - троллейбусы, да и просто автобусы тоже ездят. Но туристов венгры уже на Мерседесах катают.

2:5090/24
В гармошке было интересно в кругу ездить..

Каройнер
сомнительная, на самом деле,инфомация про США и Канаду. Скорее в Латинской Америке. у Сша своих грейхаундов полно это символ передвижения по хайвеям

землянин
Нравился мне автобус.Много ездил
Байкал
У нас в Ангарске помню и много было,особенно гармошка.

полностью согласен
Мечтать – это, конечно, хорошо, но еще лучше, когда мечта становится реальностью.

....зато издилие живёт по сей день в городах наших

Денис
В союзе наверное самый лучший автобус был.
Не только в союзе,но и во всем Варшавском Блоке

Ностальгические чувства накладывают искажения на текущее объектовное восприятие вещей, правда не каждый может с этим согласиться)
У меня такие же бывает, когда смотрю на то, на чем в Киеве все детство проездил в 90-х: на троллейбусы Skoda 9TR, DAC 217E, Вагоны метро ЕЖ, электрички ЭР2. Это всего лишь техника и дорога она тем, кто её застал в детстве. )) По характеристикам она средняя как ни крути.
Земля пухом создателю хорошего автобуса.

California
Max Tibayev
Удивитесь, но на фото тоже продукт Ikarus.
На рынке США American Ikarus присутствовали с 1992 года. В 1996 г. компанию переименовали в NABI Bus, LLC. Кому интересно, можете на Википедии почитать https://en.wikipedia.org/wiki/...
Сертификация в U.S. DOT и привлекательная цена автобусов – причины коммерческого успеха подразделения. Недавно NABI перекупил крупный производитель автобусов New Flyer Industries.
2022 Ford Bronco Sasquatch
Мой отзыв: Jeep Grand Cherokee 2003
Помню, мелкий был. Лет 9. Поехал на Уазике с дядькой и его сынишкой (10-11лет), с его племянником (лет 13) и соседом на рыбалку. Ехали по трассе, сворачивали налево. И нам в левую заднюю часть вбульбенился Икарус на полном ходу. Уазик пролетел съезд и - в кювет по буеракам. Чудом не перевернулся. Помню осколки стекла в воздухе в салоне все заполнили. Сзади сидели 3 человека и после того как Уазик остановился в канавах, мы все перемешались. Братишка, помню, как закричит - щас взорвется! И мы все высыпали наружу.
Автобус, определенно, был хорош для своей эпохи. Но по сравнению с современными машинами он на уровне пазика.

В Сибири дубариловка была зимной в нем - температура как на улице, только ветра нет. Под конец их эксплуатации гармошки были с дырами уже и туда фигачил смачный выхлоп икаруса. Сидишь на дермантиновом сиденье в вони, замерзший и из кругленькой дырочки с черной решеточкой еще холодок идет.
Когда-нибудь что-нибудь здесь напишу...

окна там высоковато были (для детей)
гибрид победид

..у него еще задняя дверь не открывалась, там какие-то тряпки канистры валялись. А передняя дверь не открывалась, потому-что была рейдерски оттяпана под водителя нештатной большой железной перегородкой))

den4451
Автобус детства, как и Лиаз 677.
сидя на запасном колесе

Syktyvkar
Слова в заголовке: умер, икарус. Сразу Цоя вспомнил...

До сих пор помню, как у него в мороз жутко скрипела гармошка и летом через дыры перла пылища в салон

Сообщений: 19593
СтарьЁвщик
Хороший автобус! Все эти Дэу, Нефазы и т.д. в сторонке нервно курят.
Земля ему пухом! За этот автобус заслужил Рая!

У Икаруса в советское время было только одно преимущество (особенно с "гармошкой") - он был вместительнее Лиаза. Что в условиях когда на обычном городском маршруте ходил 1 единственный автобус раз в 40-60 минут и люди набивались в него как сейчас трамбуются японцы в Токийском метро - очень важно. Важнее всего остального.

Но по удобству для пассажиров этот автобус (по современным меркам) - отвратителен. Хуже даже чем Лиаз (он хоть теплый был).
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело

Ставрополь
А у нас до сих пор таких полно ездит на междугородних маршрутах...
Мой отзыв: Nissan Almera 2009

Тюмень- Курган
Вспоминаю как же холодно в нем было зимой!!!
Солярку не выделяли, вот и холодно было. Я однажды прокатился в детстве в гармошке со включенной печкой... Пол в прицепе зимой от снега на обуви входящих пассажиров высыхал на глазах.

Тюмень- Курган
JumanGEE
Серьезно? Высокопольный, жутко холодный с сидениями из скользкого дерматина автобус - лучше современных? У Икаруса в советское время было только одно преимущество (особенно с "гармошкой")...
Про Львовский(ЛАЗ) история. Пацаном был в спортивном лагере. Тренировались на измот. В начале смены пот появлялся, под конец пропал совсем. Десятчик пробежишь-красный, а пота нет. После смены выгрузили нас икарусы у дворца спорта и все на остановки по-домам. Июль, жара. Подходит Львовский, полный, внутри жара по ощущениям за +40, проходы узенькие, я на задней площадке, в общем классика. Пока доехал до дома семь потов сошло. Футболка была насквозь. Зато зимой там было тепло и уютно. Особенно на заднем сидении у окна.
Smart Bastard
Ржу не могу)))

Для меня автобус детства это Лиаз с теплым местом слева за водилой, у колеса, там всегда было тепло и уютно. Еще сзади в лиазе в боковом уголочке было здорово подллетать на кочках, вот это аттракцион. Икарус мне междугородний нравился дул под 120 , мягко тихо.

zogar-zag
Max Tibayev
Судя по фото Икарус в Америке именно ГОРОДСКОЙ автобус, а не для межгорода, так что не был он конкурентом Грейхаундам.
Иван
ага - будто он его в одно лицо создавал

Ржу не могу)))
Так и было.

JumanGEE
Икарус с 677м угробищем нечего сравнивать, а особенно 256й междугородник. У икаруса дизель там где ЛАЗ пешком шёл Икарус 50-55 точно ехал и ЛАЗов как стоячих обгонял и теплей чем ЛАЗ был, но гармошка естественно холодней была
Икарусы в Сан-Франциско ездили
mexdag
Петропавловск-Камчатский
256-му заменить силовую установку под современные требования евро, кондиционер и спрос ему будет устойчивый. Сейчас на российском рынке перевозок комфортные туристы только европейцы, но они тоже древние.

И не помню ни одного икаруса туриста с дермонтиновыми сидениями, везде велюр. ЛАЗы туристы с дермонтиновыми были. Городские икарусы как и луноходы-лазы-пазы конечно же с дермонтиновыми были.
Виталий
Икарус, Вы чо, это же был автобус всех времен и народов, Интурист это вообще наш облик перед иностранцами, Икарус это был иДол Советской эпохи автобусов того времени, автобусы Икарус -- Венгрия, мотоциклы Ява -- Чехословакия...........вот кАк было......)))))))

El Lobo
Мы что венгры что ли???

Пусть земля ему будет пухом! Если бы не Икарус, я бы думал что в совке абсолютно все было *****овым (я о технике, продукты, медицина, учебе и т.п. встречались получше, чем сейчас).
Мне тогда еще лет 5-6 было.. Едешь в гормошке, а резинка рваная вся, в дыру кулак засунуть можно. И думаешь, вот ща порвется и зад весь отвалится вместе с пассажирами:)
Цивик_ёж
Да ладно чё вы хороший автобус... Я в гармошку помню сосиску в тесте закинул ( на дно) и меня кондуктор за это отругала=)

Нашенский
Помню студентом, в горбачевские времена, во Влад ехал, из Уссура, на Икарусе. Сидел где то спереди,спидометр было видно. Валили под сотню, обгоняли всех. И тут, нас обходит, такой же Икарус! Я тогда первый раз узнал, что такое "а***" Батя на Москвиче 412, больше 80, не рисковал)

Златоуст
А я, будучи студентом в 84-90, знал все междугородние рейсы, на которые обычно ставили Икарусы, и старался в поездках из областного центра домой выбирать их. Разница с ЛАЗами была колоссальная. Замечательные автобусы!

Златоуст
P.S. и да, кроме комфорта, "перли" они тоже хорошо, что по равнине, что в гору. Видимо, прибытие по расписанию не контролировалось, раньше приедешь - больше времени водителю на отдых, поэтому на Икарусах приезжал домой минут на 30 раньше.

Златоуст
> Про Львовский(ЛАЗ)... Зато зимой там было тепло и уютно. Особенно на заднем сидении у окна.
Ага, зато в остальное время, весна, лето, осень, это были АДОВЫ места, и не дай Бог, попадался туда билет!

JumanGEE
Лиаз .... у нас горочка есть: когда было двустороннее движение на улице этой, то все лиазы зимой шлифовали и не могли забраться, народ выходил и талкал их. С икарусами такого не было. Икарус - символ эпохи, - какой бы он ни был холодный с дырявыми гармошками и проч.
Мой отзыв: Nissan AD 2008

Сибирь.
Leopard
Djy.xb

Сибирь.
Leopard
Икарус - тема был на дальняк, мягко, но вонючий правда..
Вонючим от становился под занавес своих годов или когда кривыми руками пытались гайки крутить в этом автобусе.Холодный это да, зимой в Сибири это холодильник.

В Екате бегают гармошки еще. Лучше на нем, чем в богдане

Сообщений: 19593
Cranby
> Икарус - символ эпохи

О да.

И я очень хорошо помню и эту эпоху с отвратительной организацией движения транспорта. И этот символ, в котором нужно было мерзнуть 2 раза в день по часу, чтобы ездить на учебу.

Поэтому ни каких сожалений ни об ушедшей эпохе, ни о ее откровенно криповых символах.
Люблю музло потяжелее и Korn и Slayer и Slipknot
Но равных нет Ивану Дорну - реально слушать тяжело

Междугородние Икарусы это была тема. Мягкие, комфортные, скоростные. Водители таких автобусов казались мне богами)

к концу 70-х данный автобус здорово устарел. Но это не вина его создателя. Это вина режима и экономики, этим режимом построенной. Земля пухом дядьке этому. В "стране капиталистического Запада" был бы как минимум миллионером.
Я на таких автобусах, конечно же ездил - в музеи Мск в школьные годы пару раз за год катались. Да и в городе "папа с мамой" ходили.
Не спрашивай, что страна может сделать для тебя. Спроси с нее то, что она тебе должна (с) К. Бакли
Мой отзыв: Skoda Superb 2017

Дромовод
часто ломались. В "Сказке" (это между Владимирской и Московской областью) однажды стояли 5 часов, пока водила не починил с помощью дальнобоев.

Хрустальное озеро
Во всех Икарусах стояли в салонах отопители-калориферы, которые устанавливались под сиденьями и никому не мешали. И если мерзавцы-водители и слесаря воровали их и продавали всем желающим - то Венгрия здесь не при чем. Не думаю, что кустарно установленные в нынешних городских автобусах автомобильные радиаторы с вентиляторами, причем прямо на накопительных площадках - чем то удобнее. Что касается удобства - то автобус был вполне удобен. Ровный пол по всему салону, большие накопительные площадки сзади и в середине, широкие проходы между сиденьями. В автобусах, что сейчас ездят в городах, на большинстве нет задней двери, в час пик хрен продерешься к выходу, и ступеньки в салоне из средней части назад удобства тоже не добавляют.
А ты вообще этот автобус видел, паренек? А то есть категория людей, которым лишь бы возразить и не согласиться, и неважно о чем идет речь.))
В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять.

Старый Письмирь Ульянуезду
Ребенком называл его "кургузый", родители ржали.
Земля пухом создателю.

Черноземье не Сибирь, но и здесь зимой в городских Икарусах было холодно, а ещё очень шумно и воняло выхлопом. А вот в гармошке на запаске на поворотном круге прикольно было. А вообще беспонтовый автобус, оконная линия высокая, за водилой особо не попалишь, только если на междугороднем. Всё-таки Лазы и "скотовозы" потеплее были и потише, и от зиловского движка выхлоп поприятнее. Но с точки зрения водителя Икарус наверное лучше.
Петропавловск-Камчатский
Лаз был очень неудобный,жаркий и постоянно ломающийся
Лиазу были даны две клички-скотовоз и сарай-но коммент
Паз трясучий как телега,шумный(движок в салоне) и опять же жаркий летом
Когда нас вывозили в пионерлагеря считалось шиком попасть в междугородний красно-белый икарус,или на худой конец,желтый городской икарус,всё остальное -это невезуха
Когда постарше стали ездить на картошку то уже сами ломились в красно белые или желтые икарусы.
А когда стояли на остановках в городе,то частенько пропускали если был не икарус,что бы прокатиться на вожделенном,с кругляшками -шайбами на резиновом полу,мощно и весело урчащем Икарусе.
Как по мне так он и сейчас приятнее мазо-пазо-камазо-древнемерседесо-богданов-киа-сетра-хундаев ,которыми их пытаются заменить..._
Честь хвала и слава гениальному конструктору отличного автомобиля для лучшего строя на планете

rustvvkus
Икарус был самым удобным для пассажиров автобусом в СССР,что городской,что междугородний,красивые снаружи и внутри,эргономичные - это безусловно символ эпохи! Лаз был очень неудобный,жаркий и постоянно...
ЛАЗ699Р "Турист тоже был мягкий, но ЗИЛовский двиг и склонность к гниению всё портили, один раз проехал на 699Р "Туристе" с двигом ямз236 гаражный свап вот этот двиг был бы гож для него, он с ним мне показалось лучше 256го шёл, а тут ещё Икарус с ЛИАЗом сравнивают вообще не знаю что и сказать.

Cranby
Аналогично. В иркутске есть кайский подъём со стороны синюшки в город. так перед ним зимой 677й высаживал пассажиров а подъём где то 1,5 км и лишь на вершине забирал, мощей не хватало и сам буксучий

Город Герой Новосибирск!
Сообщений: 21938
JumanGEE
ЛиАЗ отапливался от системы охлаждения двигателя и достаточно было открыть заслонку чтобы весь теплый воздух от Ураловского двигателя пошел в салон, а Икарус отапливался от дизельной печки. Кстати очень эффективной и когда она работала в салоне быт Ташкент, но их или не включали из за экономии соляры а за частую просто снимали еще когда только автобус приходил в ПАТП и тащили домой. Эти печки отлично отапливали частные гаражи и прочие помещения.

Кто виноват в ДТП был?

Техника была хорошая, надёжная- но попадала в кривые вороватые руки- поэтому иногда было холодно и пыльно.😎

Хороший был автобус, конечно все относительно... но для СЭВ выручил всех кого только можно... очень надежный, комфортный...конечно под конец эксплуатации их просто добивали и калхозили как могли... кто застал закат эксплуатации у того будет плохое впечатление... ну а я застал расцвет, когда ходили технически исправные и неуколхоженные бусы...
KOBALNOV.RU
+79183842676 вотцап, телеграмм

Борис Карлоич
...если бы губы Никанор Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...
А еще нужно было подстучать подкрутить,прихватить присобачить приколхозить и т.д
Хорошо мужики у нас рукастые,все доработают и до ума доведут...
Другое дело Икарус.
Полностью законченный продукт-грамотно спроектированный,качественно собранный,приятный глазу современный интерьер-они реально были украшением наших городов (автобус -гармошка вообще шедевр)
А еще один,не маловажный на мой взгляд ,момент:все наши автобусы были бензиновые и ЖРАЛИ его в диких количествах Лиаз до 70-80 литров на сотню!
Икарус единственный в то время автобус(в странах вд) работал на более дешевом дизельном топливе и соответственно был экономически более выгодным.
Покойся с миром,Ласло,ты и твое детище оставили достойный след на социалистической земле

Я о том же.

Сообщений: 1907
в ебурге до сих пор такие катаются

Бердск, Новосибирская обл
Алексей Гость
Какие основания так считать?
удобством и местом для ног пассажирам

Как ни странно особой критики в адрес создателя Икаруса нет. И люди пишут своё мнение. Но зато когда помирает очередной "гениальнейший" или "Второй после Бога" создатель какого нибудь "шедевра" советского автомобилестроения, то комментирование к этой статье стыдливо закрыто. Видимо редакция понимает что ни чего хорошего про ушедших советских "автомобильный гениев" люди не напишут.
Мой отзыв: УАЗ 3151 1998

JumanGEE
> Икарус - символ эпохи О да. И я очень хорошо помню и эту эпоху с отвратительной организацией движения транспорта. И этот символ, в котором нужно было мерзнуть 2 раза в день по часу, чтобы...
а кто говорит о сожалении ???? мы говорим о символе эпохи !

Борис Карлоич
о нем и речь !!!! отец ездил на работу на завод радиоприемников :)

Борис Карлоич
точнее тот, что с моста к маяковского .... но и с каи тоже будь здоров будет и это во времена, когда никакой зимней резины и в помине не было :)

Усть-Ордынский
С Иркутного что ли? А ещё прикол со старого моста идущих налево надо пропустить, а спуск тоже нормальненький, но хорошо что туда поворачивает только общественный транспорт. Это к ЛИАЗу правда не относится