Банк России, регулятор рынка страховых услуг, разместил для публичного обсуждения проект указания о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.
Этот документ — первый шаг в реализации ранее анонсированной регулятором реформы тарификации ОСАГО.
Указание предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это приведет к большей простоте и прозрачности в применении данного коэффициента, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, позволит исключить случаи «задвоения» КБМ.
В числе плюсов нового подхода — закрепление страховой истории за каждым водителем (в настоящий момент в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один — как владелец транспортного средства), исключение случаев обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством).
Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ — это упростит заключение контрактов по ОСАГО.
Предполагается, что изменения по КБМ вступят в силу 1 января 2019 года. Всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений, отмечается в сообщении ЦБ.
Проект предполагает расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа. Для легковых автомобилей физических лиц максимальная ставка базового тарифа будет повышена с 4118 рублей до 4942 рублей, а минимальная будет понижена с 3432 рублей до 2746 рублей. Территориальные коэффициенты ЦБ оставит без изменений. Для легковых автомобилей юрлиц верхняя граница будет снижена на 5,7%, также ее снизят для мотоциклов и мотороллеров — на 10,9%. Расширение коридора могут провести 31 августа нынешнего года.
Новации также коснутся коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Будет введена более детальная градация КВС: предусмотрено большее количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих четырех). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены (в пределах 4,5%). Эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя.
Замечания по проекту указания ЦБ принимает до 20 июня. Указание вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.