Роскачество проверило качество алюминиевых автомобильных дисков и отчиталось о результатах — из 23 моделей шесть дисков признаны небезопасными и подлежат отзыву с российского рынка.
Ведомство утверждает, что поручение провести проверку дисков пришло из Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. До недавних пор Роскачество проверяло самые разные группы потребительских товаров — на сайте организации можно ознакомиться с результатами исследований крабовых палочек, «антивирусов», пуховиков и детских носков.
Авторы работы сообщают, что для проверки взяли 23 модели 16-дюймовых дисков от наиболее распространенных в России марок. В выборку попали производители из РФ, Китая, Италии, Германии и Тайваня.
Сценарий следующий: проверка на удар, испытание при качении и изгиб при кручении. Первый тест воспроизводит удар колеса о преграду, бордюр или яму на дорожном покрытии. Проверка не пройдена, если появилась видимая зачаточная трещина в зоне диска колеса в сборе, центральный элемент отделился от обода или произошла полная потеря внутреннего давления в течение одной минуты.
Во время испытания качением имитируется нагрузка на автомобиль при прохождении расстояния около 1800 километров при скорости до 80 км/ч. Тест пройден, если качение не привело к излому или малейшим трещинам в диске.
Тест на изгиб при кручении симулирует максимальную нагрузку в повороте автомобиля в течение 1 800 000 циклов. Критерий такой же, как и в проверке на качение: отсутствие трещин и изломов по итогам всех циклов.
Сводная таблица результатов выглядит следующим образом.
Диски повышенного качества | Качественные диски | Товар с нарушениями |
---|---|---|
Techline (Россия) | LS (Китай) | X-Race (Китай) |
VERITAS-16 (Россия) | K&K (Россия) | PROMA (Россия) |
YST (Китай) | MAK (Италия) | 4GO (Китай) |
BANTAJ (Китай) | Alutec (Германия) | Replay (Китай) модель GN58 6,5x16 PCD5x105 ET39 56,6 |
N20 (Китай) | Rial (Германия) | «МЕГАЛЮМ» (Россия) |
NZ (Китай) | YOKATTA (Германия) | Alcasta (Китай) |
RW (Тайвань) | ||
YAMATO | ||
KIA (Китай) | ||
Cross Street (Китай) | ||
FR |
Примечание: Techline в разных источниках на сайте Роскачества попал в разные категории — марка фигурирует в числе просто качественных и опережающих по качеству.
Шесть моделей дисков испытания не прошли: у X-Race при ударе в вентиль от обода отделилась центральная часть, у Proma нашли трещины в соединении спицы с ободом, 4GO продемонстрировал удар в вентиль и оказался негерметичен, Replay (модель Replay GN58 6,5x16 PCD5x105 ET39 56,6), Alcasta и «МЕГАЛЮМ» провалили тесты на удар.
Кроме прошедших и проваливших тест брендов есть пять марок, чья продукция признана опережающей стандарты Роскачества и вынесена в отдельную категорию. Эти диски справились со всеми испытаниями безопасности, подтвердили качественные физические свойства и с маркировкой у них все в порядке.
12 марок, которые признаны качественными, прошли все тесты, но у некоторых завалена проверка физических свойств металла по опережающему стандарту и есть проблемы с маркировкой.
В ходе испытаний также выявили фальсификат, который продается под известной маркой, но под какой именно — не указано. Далее этим вопросом будет заниматься МВД.
Отметим, что выбор 23 брендов для тестов в Роскачестве объясняют распространенностью этих марок. Были ли какие-то более объективные и прозрачные критерии отбора — не сообщается.
Кроме того, результаты испытаний колесных дисков прокомментировал глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, проверка позволила выявить системную проблему отсутствия единого подхода к сертификации.
«Небезопасные диски обращались на рынке с сертификатами соответствия, выданными без соответствующих лабораторных испытаний, — говорит Мантуров. — Более того, практика так называемых краш-тестов, когда проводятся испытания всего автомобиля, а отдельно колеса не испытываются и не проверяются, стала легальным способом выхода на рынок несоответствующих дисков».
Мантуров утверждает, что участникам инициировавшей проверку Госкомиссии дано поручение о глубокой проработке вопроса и формировании подхода к решению проблемы и закрытию точек риска. Росстандарт проведет отзыв проваливших тест дисков с рынка, а Росаккредитация займется органами по сертификации, которые «торгуют документами».
«Этот действенный инструмент госкомиссии будет впоследствии внедрен для решения проблем в других отраслях промышленности», — заключил Мантуров.
Слова министра могут указывать на то, что в будущем государство обратит пристальное внимание на рынок автомобильных комплектующих через механизмы сертификации. Не исключено, что это одна из мер, готовящихся под легализацию так называемого параллельного импорта автозапчастей.