16 января. Десятый этап. Сальта — Белен: 795 км (СУ: 372 км)
Казалось, что все сложности и проблемы перуанских песков остались позади, и во второй части марафона экипажи ожидают трудности другого рода — вроде холодной погоды, наводнений и горной болезни. Ан нет, этим все не закончилось. С переездом в Аргентину суточные температуры вновь пошли вверх, вернулись жара и засуха, а проблемы, связанные с мелким вязки песком и местной сухой растительностью, только усугубили ситуацию. Знаменитые аргентинские стейки как бы намекали: скоро стейк сделают из вас самих.
К старту десятого этапа ралли «Дакар» 30 грузовиков из 44 стартовавших 6 января в Лиме остаются в гонке. В других категориях статистика хуже: из 92 автомобилей, изначально зарегистрированных на гонку, на старт спецучастка Сальта — Белен вышли всего 54, из 139 мотоциклистов — 92, из 49 квадроциклистов — 36.
Аварии на 40-м «Дакаре»:
Местечко Белен, куда устремились сегодня из Сальты дакаровские экипажи, находится в северо-западной аргентинской провинции Катамарка. Участникам предстояло пройти два скоростных СУ длиной 243 и 129 километра, разделенных 103-километровой зоной нейтрализации, совпадавшей с маршрутом ассистанс, причем в зоне нейтрализации разрешался ремонт силами ассистанс. Также разрешалось организовать точку сервиса на 138-м километре первого спецучастка. В этом месте «боевой» маршрут пересекал «асфальт», по которому команды ассистанс ехали в Белен. Но остановка и потери времени в этой точке шли в зачет результата участников, поэтому вынужденные пит-стопы в этой части спортивного маршрута были крайне нежелательны ни для кого.
Здешние места знакомы участникам гонки — движение по высохшим руслам рек и бездорожью, сухая растительность, которая прокалывает шины, много вязкого песка, феш-феш. Отдельные русла рек после дождей представляли собой грязевые ловушки. Кроме того, организаторы использовали разнообразие местного ландшафта для создания ловушек иного рода — навигационных.
Но несмотря на то, что все знали, чего ожидать, этап вышел очень тяжелым и непредсказуемым.
«Мото»
Весьма неудачным этот день стал для мотоциклистов. Лучше всех выразил свое настроение на финише Тоби Прайс, сказав: «Такой день хочется поскорее забыть».
Сбившись с пути и проехав лишние 10 километров, Кевин Бенавидес, Тоби Прайс, Антуан Мео, Стефан Свитко, Хоан Барреда Борт и Рики Брабек потеряли около часа. Только Адриен Ван Беверен, казалось, избежал всех ошибок, но фортуна готовила для него отдельный сюрприз.
За 3 км до финиша лидер зачета, славящийся своим точным и эффектным стилем пилотажа, потерял контроль над мотоциклом, упал и получил сильнейшие повреждения: перелом ключицы, ушиб грудной клетки и травму позвоночника. Мотогонщика эвакуировали в ближайший госпиталь.
Братья Бенавидес — Кевин и Лучано — возлагали огромные надежды на финальную часть ралли-марафона у себя дома в Аргентине. Всю первую часть гонки Кевин уверенно лидировал, но затем заблудился, сбился с маршрута и потерял очень много времени, чтобы надеяться дальше на победу.
Его младший брат Лучано был близок к тому, чтобы впервые финишировать в Топ-10, но вместо этого упал и был вынужден досрочно завершить свой дебютный «Дакар».
Единственным, кто избежал проблем, стал австриец Маттиас Валкнер. Десятый этап принес ему первое место в генеральной классификации и совершенно невероятный отрыв от ближайшего соперника — почти в 40 минут! Кстати, вторым идет как раз Хоан Барреда Борт, третий — Кевин Бенавидес (от Борта он отстает на 1,5 минуты). Тоби Прайс только пятый: «Для меня борьба за победу практически закончена. Конечно, на оставшихся этапах многое может случиться. Но положение не внушает оптимизма. Ничего не поделаешь».
«Квадро»
В категории квадроциклов победу на родной земле отпраздновал Николас Кавильяссо, и эта победа уже вторая на нынешнем «Дакаре». Третьим финишировал Игнасио Касале с разницей в 6,5 минуты. Этот проигрыш на этапе никак не сказался на его положении в генеральной классификации. Чилиец уверенно лидирует с отрывом в 1 час 41 минуту.
Дмитрий Шилов из команды Astana Motorsport финишировал четвертым, в генеральной классификации он находится на девятом месте.
«Авто»
Лидер зачета Карлос Сайнс финишировал на десятом этапе лишь на третьем месте, однако все еще идет первым в генеральной классификации. Это слегка удивительно, так как Эль Матадор известен своей склонностью либо ломаться в самый неподходящий момент, либо падать со скалы. Тем не менее Стефан Петерансель сократил отставание от испанца до 50 минут, что дает ему еще некую надежду побороться за победу на этом «Дакаре».
Любопытная история произошла с Карлосом Сайнсом после одного из последних этапов, но о ней стало известно несколько позже. Гонщик в категории «Квадро» Кииз Колен после субботнего этапа Ла-Пас — Уюни обвинил испанца в том, что он совершил с ним столкновение и не оказал при этом помощи. Судьи наложили на Сайнса 10-минутный штраф, однако команда Peugeot с этим категорически не согласна и будет оспаривать это решение в суде, а Карлос Сайнс вообще утверждает, что столкновения не было.
Катарец Нассер Аль Аттия на этом этапе потерял почти 30 минут и вновь откатился на третье место в генеральной классификации. Уже ближе к финишу на его Toyota была повреждена подвеска. Экипаж принял решение не останавливаться на ремонт и дотянуть как есть. «Мы потеряли много времени, но все же финишировали. Из-за проблем с автомобилем последние 70 км мы ехали с очень низкой скоростью, так что наш десятый результат на финише привел к тому, что мы снова третьи. Завтра будет сложно атаковать. Но посмотрим, что мы можем сделать».
Тяжелым выдался день и для Жинеля де Виллерса, хотя он и сумел финишировать в девяти минутах от Стефана Петранселя. Первая половина гонки для гонщика выдалась очень неприятной, так как он страдал от желудочных проблем, а за 60 км до финиша его Toyota «схватила» прокол колеса, так что потеряли время и на этом. В генеральной классификации он идет на пятой позиции.
Хочется еще сказать несколько слов про Ивана Шихотарова, который был госпитализирован с серьезной травмой позвоночника. Вместе со своим отцом Сергеем они успешно, хотя не без проблем, добрались до родного Калининграда, и Иван сейчас проходит курс лечения. Все будет хорошо!
Официальное видео от Dakar по авто/мотозачету (на английском языке)
«Грузовики»
Десятый этап стал одним из самых тяжелых для грузового зачета, в том числе несчастья без остановки валились на «Синюю Армаду».
Катамарка традиционно несчастливый для «КАМАЗ-мастера» регион. Два года назад здесь лег на бок экипаж Николаева и застрял в песке экипаж Мардеева. Не стал исключением и этот год.
Тяжелее всего пришлось экипажу Эдуарда Николаева, который ведет сражение за победу в грузовом зачете. Проблемы у них начались фактически после старта СУ. Поломка редуктора переднего моста, пробитие двух колес на первой половине маршрута и добавившаяся к этому потеря времени на выход из русла высохшей реки во второй части этапа — все это в сумме вылилось примерно в 20 минут потерянного времени.
Эдуард Николаев: «”Дакаров”» легких не бывает. У нас сегодня была очень серьезная поломка переднего редуктора, и в какой-то момент я уже думал, что “Дакар” для нашего экипажа закончился. К счастью, наш механик Володя Рыбаков подсказал, что нужно включить переднюю межколесную блокировку, может быть, это спасет редуктор от окончательного разрушения. Действительно, это помогло, но пришлось ехать медленнее и “по звукам” — слушать трансмиссию. Машина не попадала в повороты. Зацепили два колеса об камень. Экипаж Димы Сотникова нам помогал. Спасибо им. Очень “забились” сегодня руки. При этом Виллагра на некоторых участках превосходит Жерара Де Роя, он очень сильный соперник».
Замена пробитого колеса у Айрата Мардеева в крайне неудобном месте стоила им 17 минут. Но и на этом все не закончилось. Вышедшие из строя один за другим два генератора добавили сложностей: пришлось отключить не только фары, но и всю вентиляцию внутри кабины.
Не обошли несчастья стороной и грузовик Антона Шибалова:
«Мы ехали в русле высохшей реки, когда почувствовали запах солярки. Выскочив из машины, увидели, что из воздухозаборников полыхнуло пламя. “КАМАЗ” был как огнедышащий дракон. Мы сразу достали огнетушители, свои огнетушители отдал нам и экипаж Сергея Вязовича, который проезжал мимо. Пламя потушили довольно быстро, но все же последствия возгорания ощущались по мотору. Пожар произошел из-за трещины в трубке топливного насоса. Мы стартовали и практически сразу финишировали. Понимаем, что получим штрафы, но для нас важнее остаться в гонке».
Зато десятый этап можно назвать удачным для «МАЗа» и Сергея Вязовича. Сразу после старта «МАЗ» № 512 взял хороший темп и отправился совершать боевые подвиги. Задача была обогнать Масика, но его желтый «ЛИАЗ» беларусы встретили уже через 10 километров: грузовик стоял с разложенным инструментом.
Еще через некоторое время им повстречалась Tatra Мартина Коломы, которая лежала на боку.
Сергей Вязович: «Чех стоял так криво, что мы не смогли подъехать к нему для помощи. Моргнули ему, извинившись, но мы были спокойны, так как знали, что прямо за нами ехал его коллега на "Татре" — помощь к нему шла.
За первый спецучасток догнали Артура Ардавичуса и Антона Шибалов и долго шли в одном темпе. На финише узнали, что мы приехали недалеко от Мардеева и были очень удивлены результатами спецучастка. Дальше ждал очень жесткий “кочкарник” — пятая передача, а скорость 20–30 км/ч, и больше невозможно. Концовку прошли уже по темному времени суток — если просматривалось, увеличивали скорость, шли ва-банк! Отыграли у Генугтена шесть минут, Масику привезли почти час, Мардееву 15 минут — третью позицию отыграли!
Мы все еще продолжаем воевать за наш штраф в 20 минут. Мы не можем понять, по каким обстоятельствам они приняли решение, подключены уже директор гонки, главный координатор по грузовому зачету.
Сегодня вновь удивлялись расходу топлива — двигатель «Багира», в отличие от “тутаевца” и “ярославца”, очень непредсказуем в расходе топлива. Расход в Перу был огромен — 200 вместо обычных 160 литров на «сотню». В Боливии заправлялись, но у нас оставалось чуть ли не по полбака со спецучастка — на твердом грунте расход удивительным образом уменьшился до 120 литров на «сотню». Сегодняшние аргентинские пески обещали повышенный расход, и мы рассчитали топливо по 180 л/100 км плюс еще 100 литров, но когда финишировали, у нас оставалось 50 литров всего. Возможно, легкость машины дала нам преимущество перед IVECO Генугтена».
Что касается Артура Ардавичуса, то он довольно ровно прошел десятый этап и финишировал на шестой позиции. В генеральной классификации он поднялся на седьмую строчку.
Федерико Виллагра, главный соперник Эдуарда Николаева, сохраняющего лидерство в грузовом зачете, высказал сожаление об отмене этапа Туписа — Сальта: аргентинец старается использовать каждый спецучасток, чтобы сократить отставание от россиянина, а на родной земле сделать это намного проще. В конце дня появилась информация о том, что экипаж аргентинца может получить 10-минутный штраф по жалобе пилота команды «Пежо» Стефана Петеранселя. По мнению француза, аргентинец препятствовал обгону на одном из предыдущих этапов.
«Дакар-2018». Грузовой зачет. Генеральная классификация после десятого этапа
1. Эдуард Николаев (KAMAZ) 34:09:09
2. Федерико Виллагра (IVECO) +00:24:44
3. Сергей Вязович (MAZ) +03:48:30
5. Айрат Мардеев (KAMAZ) +04:25:40
7. Артур Ардавичус (IVECO) +05:33:18
9. Дмитрий Сотников (KAMAZ) +06:05:01
14. Антон Шибалов (KAMAZ) +10:01:53
15. Александр Василевский (MAZ) +19:56:13
16. Алексей Вишневский (MAZ) +36:53:01