19-21 октября в Париже проходит саммит, посвящённый общественному транспорту и персональной мобильности — Autonomy (автономность). Событие пока не очень большое, в прошлом году его посетило всего 13 000 человек, но интерес к альтернативным вариантам транспорта, а также к другим формам использования авто всё же растёт год к году. Основная тема, которую будут обсуждать в этому году, — новые формы продажи автомобилей. Могут ли производители начать продавать вместо самих машин какой-то вариант подписки на них?
На Западе становится популярным мнение, что автомобили в скором времени перестанут быть чем-то статусным или желанным, а станут в глазах молодого поколения просто капсулой для перевозки, а не чем-то необходимым в качестве собственности. А это серьёзный вызов для всей автоиндустрии, который ставит под вопрос привычную модель заработка на этом рынке.
По сути можно выделить три вызова, с которыми столкнутся автогиганты в ближайшее время. Основатель саммита Росс Дуглас, формулирует их следующим образом.
Во-первых, переход на электрические моторы приведёт к тому, что огромная база знаний по ДВС превратится в историю и потеряет свою ценность. Сейчас это огромный рынок с патентами и технологиями, из которых можно извлекать прибыль. Подобный сдвиг случился с фототехникой при переходе от плёнки к цифровой камере. За несколько лет вся индустрия производства фотоаппаратов, плёнки и техники для проявки сколлапсировалась.
Во-вторых, падение спроса на покупку личного транспорта. Когда вы начинаете пользоваться каршерингом, потому что вам надо добраться из пункта А в пункт Б и только, вам уже не особо нужен комфорт и дорогой салон. Эти вещи становятся вторичными. Распространение такого сценария использования автомобиля приведёт к снижению продаж бюджетных машин, к сокращению модельного ряда.
В-третьих, переход на беспилотные автомобили произойдёт в ближайшие 10-15 лет. Если человек перестанет управлять машиной, то будет потеряна связь между водителем и машиной, на магии этой связи было продано очень много автомобилей. И до сих пор обращение к опыту управления авто остаётся одним из самым распространённых маркетинговых стимулов к покупке личной машины.
Для автопроизводителей поиск решений в указанных случаях сложен. Прежде всего потому, что непонятно, как там зарабатывать деньги. Каршеринговый сервис BMW Drive не приносит прибыли, и это не из-за плохого менеджмента, а потому, что нет ясной схемы хорошего и устойчивого заработка на этом рынке. Один из путей, по которому могут пойти производители (сейчас им занялась Volvo и Porsche) — это продажа машины по подписке. Вы платите фиксированную сумму в месяц за возможность пользоваться автомобилем, но соглашаетесь на ряд условий типа ограничения ежегодного пробега. Если эта схема будет принята рынком благосклонно, то автопроизводители начнут продавать не автомобили, а доступ к услуге передвижения, то есть как сейчас мобильные операторы продают пакеты с минутами и мегабайтами, начнут продавать пакеты километров и дней в автомобиле.
Читайте Телеграм-канал «Беспилотники и машины» и будьте в курсе событий в мире селфдрайвинга и современных автомобильных технологий.