Китайские государственные СМИ обвинили создателей нашумевшего «приподнятого автобуса» TEB в мошенничестве, плагиате и незаконном краудфандинге.
В частности, издания Global Times и Sina утверждают, что проект, разработка которого финансируется за счет добровольных пожертвований по схеме краудфандинга, затевался только для того, чтобы заработать денег на доверчивых инвесторах. Газеты отмечают, что проекту TEB уже 6 лет, и раньше никто к нему всерьез не относился. По их информации, главный идеолог и разработчик проекта — инженер Сонг Южу, — закончил только начальную школу, у него нет ни высшего, ни технического образования. Сама идея «приподнятого автобуса» была предложена еще в 1969 году американским архитектором Крейгом Ходжеттсом.
Вдобавок муниципалитет города Циньхуандао, где был представлен первый экземпляр TEB, и университета Shanghai Jiaotong University отрицают связь с проектом TEB, хотя Сонг Южу утверждал, что они партнеры.
Газета «Жэньминь жибао» раскритиковала TEB за тепличные условия испытаний на отрезке длиной всего 300 м, которые абсолютно не похожи на реальные условия эксплуатации.
Проект критикуют и за его техническую сторону. На дорогах Поднебесной высота машин ограничена величиной 4,2-4,5 м, а под TEB могут проехать лишь легковушки высотой не более 2,1 м. По этой причине под такой транспорт придется организовывать специальные маршруты, на которых будет запрещен проезд грузовикам. Возникают также вопросы с маневренностью TEB’а, который имеет длину 22 м, высоту 5 м и ширину 8 м.
Подливает масла в огонь и американское издание Wired, которое утверждает, что раз для колес TEB’а требуются подготовленные дорожки, то это не автобус, а трамвай.
Впрочем, в интервью американскому изданию Sixth Tone Южу отверг обвинения в свой адрес, заявив, что он и его команда «ничего плохого не сделали», а тесты «приподнятого автобуса» показывают, что концепция реалистична.
Любопытно, что первые сообщения китайских государственных СМИ о проекте TEB были восторженно-приподнятыми, а диаметрально противоположными они стали всего через несколько дней. Издание Shanghaiist предполагает, что это связано с краудфандинговым способом финансирования проекта. Последнее время китайские власти настроены против краудфандинговых проектов и площадок.