Этот проект возник примерно полгода назад, когда дочерняя фирма завода Lada Sport оказалась под угрозой ликвидации. Как писал «Русский автомобиль», тогдашний президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон выпустил приказ о переносе производства Калины и Гранты в вариантах «Спорт» на главный конвейер. Де-факто это означало бы конец вообще всех автоспортивных проектов «АвтоВАЗа», включая WTCC.
Руководство «Лады Спорт» предложило Андерссону компромиссный вариант, сохраняющий спортивное подразделение и позволяющий увеличить выпуск машин на главном конвейере за счет новых модификаций. Дело в том, что в салоны «Лады Спорт» часто приходят покупатели с вопросом: а нельзя ли сделать машину с внешностью «Спорта», но без форсированного двигателя и доработок подвески? Дескать, дизайн у «Спортов» столь удачен, что можно за него и переплатить. Но только за него — изменение ходовых характеристик массовому покупателю менее интересно.
Еще одна локальная ниша — женская. Довольно много молодых девчонок хотели бы купить Гранту Спорт с автоматической трансмиссией. У «АвтоВАЗа» сейчас есть только один вариант «автоматизации» — роботизированная коробка АМТ. Для «Спортов» она не подходит по крутящему моменту, а вот для лайт-версии подошла бы вполне.
Такие эрзац-спортивные модификации Калины и Гранты и предлагалось делать в СКП (сборочно-кузовном производстве «АвтоВАЗа»).
Но вскоре Андерссон покинул завод, приказ о переносе моделей Лады Спорт на основной конвейер отменили, и идея «лайтов» перестала быть актуальной. Однако она настолько понравилась самому руководству «Лады Спорт», что оно решило производить «лайты» самостоятельно.
В настоящий момент подготовлены псевдоспортивные модификации Калины и Гранты, которые отправлены на сертификацию в НАМИ. Процесс получения ОТТС проходит негладко, но суть конкретных претензий испытателей нам неизвестна. Планируется, что машины встанут на конвейер самое позднее к концу этого года. Собирать их планируют так же, как и «Спорты», с голого окрашенного кузова.
«Лайты», вопреки первоначальному плану, будут отличаться от стандартных Калин и Грант не только дизайном — колесами, бамперами, сиденьями, рулем с красной прострочкой и т.д. У них будет и спортивная подвеска. А вот мотор останется обычный, нетюнингованный. Сейчас на комплектацию идут три разных двигателя объёмом 1,6 л, но к моменту запуска «лайтов» не исключено появление в этом семействе и двигателя 1,8 л, что автоматически сделает «лайт» равным по энерговооруженности «Спорту». Предусмотрены и двухпедальные версии с АМТ.
Сколько можно продать «лайтов» — пока не ясно, исследований не проводили, объем выпуска определит рынок. Не сформирован и точный прайс-лист, потому как не понятно, какие комплектации будут у «лайтов» — те же, что и у обычных машин, или свои, оригинальные. Известно лишь, что в сопоставимых комплектациях «лайты» будут стоять аккурат между обычными моделями и «Спортами». То есть если самая навороченная Гранта с мотором в 106 л.с. стоит сейчас 501 400 руб. (с учетом заводской скидки в 60 000 руб.), а Гранта Спорт предлагается за 541 000 руб, то цена Гранты Спорт-лайт не поднимется выше 520 000 руб.
Кстати, точное название для новых модификаций еще не утверждено; выбирают между Спорт Лайтом, Лайт Спортом и просто Лайтом.