Программа разработки беспилотного грузовика КАМАЗ будет стоить около 17–18 млрд рублей, сообщает агентство «Интерфакс». Внутри компании проект получил название «Авторобот».
Он включает в себя три направления. Первое из них, SmartPilot, подразумевает создание устройств для водителя, которые помогут ему в разных ситуациях, например, когда машину необходимо остановить или поддержать скорость, отталкиваясь от темпов движения впереди идущего транспорта.
Направление AirPilot включает в себя разработку систем дистанционного управления. Эти функции могут пригодиться на промышленных объектах при работе спасателей МЧС. Последний пункт программы КАМАЗа — система RoboPilot. Она должна работать без водителя и прокладывать путь по координатам или заданному маршруту. В компании считают, что подобный комплекс может понадобиться силовым ведомствам.
Первый рабочий прототип КАМАЗ планирует испытать в июле 2015 года на закрытом полигоне в Москве. Ожидается, что к этому сроку у компании получится проверить работу дистанционного управления и автономного движения.
Главный конструктор по инновационным продуктам научно-технического центра КАМАЗа Сергея Назаренко утверждает, что умные помощники SmartPilot реализуемы в течение двух-четырех лет, дистанционное управление AirPilot — в течение пяти, а автономное RoboPilot — в течение 10 лет.
«Но внедрению таких машин пока мешает законодательство. Появление на наших дорогах машин без водителя сейчас запрещено, а значит, потребуется внести поправки в законы. В любом случае, машины-роботы будут выпущены на дороги только после многолетних тестов. К 2025–2027 годам, думаю, мы сможем создать беспилотник для выпуска на дороги общего пользования, который будет иметь степень безопасности большую, чем если бы машиной управлял человек», — говорит Назаренко.
По его словам, КАМАЗ поставил перед собой задачу, чтобы «беспилотники» стоили не дороже двух обычных аналогичных машин.
Партнерами российского производителя грузовиков в проекте выступают российские фирмы Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп». Первая из упомянутых компаний занимается программной частью (алгоритмы распознавания видеоизображения), а вторая — аппаратной. В нее входят радары, видеокамеры, контроллеры, датчики скоростей, система высокоточной спутниковой и инерциальной навигации.
Все перечисленное оборудование нужно будет интегрировать в системы автомобиля вместе с электронными системами управления — рулем, тормозами, акселератором, управлением светотехникой и автоматической коробкой передач. Пока планируется, что у «беспилотника» будет классическая кабина, но впоследствии от этой детали могут полностью отказаться. Ориентировочная скорость движения автомобиля — 80-90 км/ч.
Также известно, что машина будет способна работать в разных погодных условиях, кроме предусмотренных ПДД ситуаций плохой видимости. Автомобиль сможет распознавать пешеходов и других участников движения, дорожные знаки, сигналы светофора и препятствия на дороге. Примечательно, что российский «беспилотник» сохранит работоспособность даже при отсутствии дорожной разметки.