Совещание президента Беларуси Александра Лукашенко с учеными Национальной академии наук (НАН) обернулось комичной ситуацией.
Александр Григорьевич вспомнил про проект «национального белорусского электромобиля» Belgee EX50, который разрабатывала НАН, и поинтересовался, где он.
В ответ ученые стали оправдываться: прототипы были построены на базе Geely Coolray, их испытали, но в производство электромобиль не может быть запущен из-за отсутствия у белорусских предприятий достаточных компетенций для серийного выпуска необходимых компонентов.
В конце концов слово взял глава НАН Владимир Караник и сформулировал проблемы наиболее емко: «Александр Григорьевич, они есть, прототипы. [...] В живом экземпляре. Просто выглядят как Coolray, стоят как Rolls-Royce, а едут как Жигули».
Эпизод показали по белорусскому ТВ.
Напомним, разработка национального электромобиля в Беларуси велась почти 10 лет. Под него задействовали большой пул предприятий. Например, тяговый электромотор разработал и изготовил специализирующийся на лифтах завод «Могилевлифтмаш». В начале 2025-го сообщалось, что проект решили закрыть, поскольку предварительные подсчеты себестоимости показали, что цена у электромобиля из белорусских компонентов будет запредельной, даже если выпускать его мелкими партиями.