Стоимость владения автомобилем в России выше, чем во многих развитых странах, включая Великобританию и США. Это является одним из ключевых факторов, сдерживающих дальнейший рост российского авторынка. Такие данные приводятся в отчете компании PricewaterhouseCoopers.
По данным экспертов, наиболее существенными статьями расходов являются затраты на страхование, выплаты по кредиту (значительно выше, чем в других странах), а также на топливо.
Составляющие стоимости владения | Положительные тенденции | Отрицательные тенденции |
Страховка | Введение системы «бонус-малус» | Введение системы «бонус-малус». Увеличение стоимости ОСАГО |
Кредиты | Специальные предложения от банков | Высокие ставки по автокредитам |
Топливо | Снижение среднего расхода за счет использования более эффективных авто | Удорожание цены топлива. Удорожание дизтоплива относительно бензина |
Налоги и сборы | — | Увеличение транспортного налога. Введение утилизационного сбора. Увеличение стоимости техосмотра |
Штрафы | — | Значительное увеличение штрафов, особенно в Москве и Санкт-Петербурге |
ТО | Снижение стоимости ТО подержанных авто у официальных дилеров | Увеличение стоимости ТО на новые а/м |
Прочие расходы | — | Удорожание стоимости парковок и гаражей (в основном, в Москве). Увеличение числа платных трасс |
Высокая стоимость владения личным авто в России приводит к нескольким последствиям. Прежде всего, в структуре автопарка значительную долю занимают автомобили возрастом более 10 лет, которые являются неэкономичными и неэкологичными. Чтобы снизить расходы, автовладельцы экономят на страховке (отказываются от КАСКО), техническом обслуживании (выбирают «гаражный» ремонт) и топливе (используют горючее низкого качества).
Эксперты доказывают, что снижение стоимости владения автомобилем является общим интересом для всех участников автомобильного рынка, поскольку ведет к увеличению объемов продаж автомобилей и связанных товаров и услуг, обновлению автопарка за счет замещения старых авто новыми, более эффективными и экологичными. К примеру, в Великобритании в прошлому году было продано 2,04 млн новых автомобилей (рост на 5,3% по отношению к результату 2011 года), а в США продажи выросли на 13% — до 14,5 млн штук. В России, по разным данным, в прошлом нашли покупателей 2,76 — 2,935 млн новых машин (рост на 10-11%).
В отчете утверждается, что государство и местные власти имеют возможность управлять стоимостью владения автомобилем и рациональным его использованием с помощью следующих мер и инструментов:
1. Налогов и сборов, в том числе утилизационного сбора, транспортного налога, штрафов и платы за парковку и др.;
2. Акцизов на топливо;
3. Стимулирования производства (ввоза) автопроизводителями и приобретения покупателями авто с более экономичными и экологичными двигателями;
4. Субсидирования ставок по кредитам;
5. Развития утилизационных производств и предоставления стимулов к восстановлению и производству компонентов, запчастей для авто из вторсырья и др.
По данным опроса Drom.ru, для 62% автовладельцев при выборе автомобиля важно знать, во сколько будет обходиться его содержание.