После двух постановлений правительства РФ — № 1633 от 3 октября 2023 года и № 76 от 31 января 2024 года фактически поставлена точка в истории параллельного импорта в России. Напомним, что октябрьское постановление запретило ввоз через механизмы параллельного импорта автомобилей с ДВС, не разрешенных Минпромторгом к параллельному импорту (как ни парадоксально, прежде то было возможно, чем широко пользовались в том числе и официальные поставщики), а январское — электромобилей и последовательных гибридов. Мы сверились с базой Заключений об оценке единичного транспортного средства, которые и выдают на машины, ввозимые по процедуре параллельного импорта: с 1 февраля 2024 года не оформлено ни одного сертификата на Zeekr, Avatr и прочие бестселлеры электрическо-гибридного сегмента второй половины 2023 года. Что ж, мы уже прогнозировали, что январское постановление приведет, с одной стороны, к увеличению продаж Aito, за которые взялось бывшее представительство Mercedes-Benz, с другой — к появлению официальных дистрибьюторов или даже представительств брендов Zeekr и Avatr.
Единственным исключением стали несколько оформленных ЗОЕТС на электрические внедорожники Dongfeng M-Hero, которые в России «толкает» завод «Моторинвест», взявшийся за «отверточный» выпуск электромобилей и гибридов Dongfeng под маркой Evolute. Сертификаты на 61 автомобиль получены 1 февраля, то есть на следующий день после публикации постановления № 76, которое вступило в действие как раз 1 февраля. Предположим, что документы на сертификаты были поданы до появления постановления, поэтому заявители получили возможность завершить оформление. Правда, по трем сертификатам из списка стоит пометка «аннулировано». Как бы то ни было, электрические внедорожники M-Hero по цене от 16 миллионов рублей уже на рынке. Видимо, импортер подозревает, что они будут замещать Toyota Land Cruiser 300. Интересно, сколько из них будет продано к концу года…
Теперь подробнее поговорим о том, что стало с параллельным импортом и как он изменился в количественном и качественном отношении. По месяцам с начала года сертифицирующие органы выдавали следующее число ЗОЕТС: январь — 1996, февраль — 3893, март — 5666, апрель — 7420, май — 11 939, июнь — 16 301, июль — 18 573. Скажем сразу, это число включает и грузовые машины, и коммерческие шасси, однако их доля, как правило, невелика, в пределах процента-двух, поэтому на общие рассуждения влияния они не оказывают. В августе после индексации утилизационного сбора, которая случилась с 1-го числа, количество выдаваемых ЗОЕТС несколько уменьшилось — 16 407, но в сентябре снова взлетело, причем многократно — до 40 725 заключений! А затем все пошло на спад: октябрь — 4647, ноябрь — 4382, декабрь — 2923. Наконец, в январе 2024 года было выдано 3184 заключения на новые машины, ввозимые по схеме параллельного импорта, а в феврале все резко рухнуло — аккурат после постановления № 76. За первую декаду выдано 541 ЗОЕТС, стало быть, в целом по месяцу наберется около полутора тысяч, и в дальнейшем стабилизируется около этой отметки.
Таким образом, если предположить, что в феврале рынок будет примерно в объеме января, это значит, что параллельный импорт перестал быть сколько-нибудь значимым фактором российского рынка новых автомобилей, ибо его доля упала до отметки ниже двух процентов. Если сентябрьский результат не ошибка системы фильтрации реестра Росстандарта, стало быть, в этом месяце кратковременно на долю ПИ пришлись 35% рынка. В целом в том месяце на учет в ГИБДД встали 113 457 штук. В июне, июле и августе доля машин, ввезенных по параллельному импорту, составила 19%, 18,8%, 14,5% соответственно.
Читателей не должны удивлять такие высокие проценты. Напомним, что до 3 октября 2023 года они включали в себя не только автомобили, ввезенные неофициальными импортерами, — отнюдь! Механизмом параллельного импорта вовсю пользовались представительства китайских марок — Omoda, Changan и прочие, которые с помощью ПИ резко сокращали время вывода на рынок новых моделей и модификаций, попутно запуская длительные, протяженностью в несколько месяцев, процедуры получения ОТТС. В первую декаду февраля, как мы сказали, доля ПИ упала ниже двух процентов — примерно до 1,8%.
Хорошо это или плохо? С позиций сокращения выбора в некоторых сегментах это не очень хорошо, а с позиций регулирования рынка — очень даже хорошо: он приходит к норме. Что касается запрета на ввоз «электричек» Zeekr и прочей экзотики, поклонникам Зикров расстраиваться не нужно, ибо представительство Geely наверняка перезапустит свой бренд в России уже официально, тем более что Zeekr раскручен, каналы сбыта есть и, самое главное, есть аудитория. По крайней мере, если бы директором Geely был я, то немедленно это сделал.
Ну и совсем последний вопрос, который мы хотели осветить: а какие марки лидируют в «параллельном» сегменте после вступления в силу ПП № 76 от 31 января 2024 года? Отвечаем: за вычетом завезенной партии электрических M-Hero в начале февраля лидирует Mercedes-Benz, на который пришлись 18%, и Skoda — 16%. Доли остальных брендов несущественны.