Наше правительство никак не может определиться со своим отношением к электромобилям: то им дают зеленый свет, преференции и бонусы, то принимаются постановления, которые ставят на пути «электричества» серьезные барьеры. Напомним, что с 1 января этого года утилизационный сбор на «зелень» вырос в 20 раз и сравнялся с утильсбором на машины с ДВС от литра до двух, то есть с 32 600 рублей до 667 400 рублей. Это не замедлило сказаться на продажах: с января по март сбыт «электричек» обвалился наполовину: было продано 1854 штуки против 3844 в четвертом квартале 2024 года. Во втором квартале поставщики электромобилей адаптировались к текущей обстановке и сумели немного отыграть — на учет встали уже 2546 машин. В третьем квартале тенденция получила развитие: дилеры всех мастей продали уже 3586 электромобилей, то есть почти столько же, сколько в четвертом квартале 2024-го.
Будут ли продажи электромобилей расти и дальше? Напомним, что в прошлом году перед сезонным падением в декабре их сбыт вышел на плато: ежемесячно своих покупателей находили примерно по 1200 машин. В этом году, начиная со второго квартала, продажи по месяцам были следующими: в апреле — 795 «электричек», в мае — 786, в июне — 965, в июле — 1257, в августе — 1082, в сентябре — 1247. А вот как росла за те же месяцы продажа электромобилей 2025 года производства: в апреле — 196, в мае — 334, в июне — 430, в июле — 543, в августе — 481, в сентябре — 597. Таким образом, мы видим, что на складах осталось еще огромное количество машин, изготовленных не только в прошлом году, но и в позапрошлом.
Стало быть, даже если с 1 ноября утильсбор все-таки поднимут, можно смело утверждать, что электромобили будут стабильно, по 1000-1200 штук в месяц, продаваться чуть ли не до начала следующего лета. Однако введение новой сетки «утиля» поставит фактический крест на импорте. Дело в том, что из 7986 электромобилей, вставших на учет в первые девять месяцев нынешнего года, подавляющее большинство оснащено электромоторами мощностью свыше 80 «лошадей». И значит, после вероятного изменения правил начисления утильсбора эти машины уже не будут доступны для оформления по льготному тарифу.
Однако давайте рассмотрим в деталях результаты третьего квартала. Лидерство в сегменте по-прежнему удерживает Zeekr с результатом 891 машина. Марка продавалась ровно все три месяца, колеблясь вместе с общим спросом. Наибольшей популярностью, как и раньше, пользуется модель 001 — на нее пришлись 449 штук, за ней идут 7Х — 165 штук, 009 — 122, X — 88, 007 — 67. Между тем Zeekr явно теряет российскую аудиторию, ибо его доля стремительно падает: в четвертом квартале 2024-го он удерживал 38% сегмента, в первом квартале нынешнего года — 37%, во втором квартале — 30%, а вот в третьем — только 25%.
Завод «Москвич» продолжает интенсивно очищать склад с электромобилями 3е, изготовленными в прошлом и позапрошлом годах: с июля по август дилеры правдами и неправдами «толкнули» 430 машин, из которых 417 пришлись на юридических лиц. С этим результатом 3е занял почетное второе место после Zeekr 009. На этой модели московского завода (как, видимо, и на всей текущей линейке) мы смело ставим крест, ибо предприятие готовится осваивать модели концерна SAIC, о чем мы писали еще в апреле, при этом 3е не изготавливают уже более года. Evolute на все свои электрические модели нашел 539 желающих, однако даже самая популярная из них недотягивает до Москвича 3е: в активе i-Pro — только 363 проданных экземпляра.
Несмотря на расширение дилерской сети, сбыт единственной модели А5 марки Amberauto пока невелик — 277 штук. Все они выпущены в 2023 и 2024 годах. Продолжаются распродажи модели Ora, которая не зашла российскому покупателю: 50 штук, изготовленных в прошлые годы. Относительно хорошо продвинулся Avatr, принадлежащий «Чангану»: 263 машины всех моделей, как официально, так и неофициально ввезенных. Набирает и Xiaomi, но не слишком интенсивно — в последние три месяца его выбрали 137 человек. Вдвое лучше результаты у BYD — 258 единиц.
Все прочие представители электрического сегмента особенных успехов не показывают и остаются на прежних позициях. К примеру, дилеры и поставщики BMW продали 51 «электричку». Продавцы Porsche сумели найти по 15 желающих на Macan, представленный в прошлом году на Пекинском салоне, и Taycan, сбыт которого начался еще в прежние времена. Ни шатко ни валко расходится Tesla, нашедшая 142 покупателя на все свои модели, среди которых 12 пикапов Кибертрак. Некоторые новинки пока не могут обратить на себя внимание покупателей. Среди таких — Lixiang Mega (четыре штуки). Взял хороший старт Geely EX5: образцов, завезенных всеми способами, в третьем квартале продалось 97 штук.
Ну и завершим на мажорной ноте: наконец-то попал в статистику кроха Eonyx М2 — в сентябре его выбрали целых два юридических лица и одно физическое. Пожелаем успеха новому начинанию «Автотора», пускай и запоздавшему с выходом на рынок на целых два года: все-таки официальных конкурентов у этого малыша нет.
В общем, вот такой электрический пейзаж у нас получился… Ну а вы напишите в комментариях, что ждет электромобили в связи с вводом новых правил начисления утилизационного сбора: есть ли у них шанс и как скоро продажи Zeekr сойдут на нет.