Новый испытательный цикл WLTP (Worldwide Harmonized Light-Duty Vehicles Test Procedure), согласно которому замеряется расход топлива и количество вредных выбросов, действует в Европе с сентября 2018 года. Этот стандарт уже сказался на автомобильном рынке: какие-то модификации пропали из ассортимента, другие пришлось в спешном порядке переделывать. Но в перспективе WLTP вообще может уничтожить сегмент компактных автомобилей. Об этом в интервью Autocar рассказал Юрген Штакманн, член правления легкового отделения Volkswagen, отвечающий за продажи, маркетинг и послепродажное обслуживание.
Речь идет о совсем маленьких автомобилях вроде Volkswagen up!. По мнению господина Штакманна, ключевая проблема заключается не столько в том, чтобы уложить их в рамки законодательных требований, а в том, чтобы зарабатывать на них.
В декабре 2018 года Европарламент принял постановление, согласно которому к 2030 году средние выбросы новых автомобилей должны быть сокращены на 37,5% по сравнению с 2021 годом. При этом решение оказалось компромиссом: ранее предполагалось установить норму сокращения в 40%.
В то же время к 2020 году автопроизводители обязаны обеспечить средний уровень выбросов CO2 на уровне 95 г/км. Проблема в том, что согласно недавно внедренному циклу WLTP даже крошечный Volkswagen up! превышает этот показатель. Если ситуация не изменится, компании придется уплачивать штраф за каждый проданный автомобиль, не вписывающийся в рамки.
Но и это не все: в течение следующих трех лет Volkswagen намеревается начать выпуск целой линейки электромобилей на новой платформе MEB. Первое время зарабатывать на них не получится: слишком велики инвестиции в разработку, а ведь при подготовке к серийному производству придется вложить еще немало средств.
В итоге немецкой компании придется продавать больше электромобилей, чтобы получить возможность торговать такими моделями, как Volkswagen up! (уровень выбросов рассчитывается в качестве среднего арифметического по выпущенным моделям, поэтому экологически чистый транспорт уравновешивает автомобили с ДВС). А какой в этом смысл, если даже сегодня эта малютка торгуется на грани рентабельности?
Внедрить в up! новые технологии, которые помогли бы снизить расход топлива, тоже не получится: по словам Юргена Штакманна, такие машины слишком крошечны для подобных систем. К тому же дополнительные ухищрения в очередной раз повысят розничные цены либо придется торговать такими сити-карами в убыток.
В итоге все сводится к тому, что ужесточающиеся требования Европарламента и более строгий регламент тестирования WLTP фактически выталкивают с рынка недорогие компактные автомобили. У производителей вроде Volkswagen не будет желания оставлять их в производстве, ведь так или иначе это приведет к убыткам.
Единственной осязаемой альтернативой остается электрическая версия e-up!. Проблема лишь в том, что сегодня обычный up! в Германии стоит от €10 750, в то время как электрический оценен минимум в €23 570. Даже находящийся на два класса выше Golf стоит от €19 520.