Трудности с запуском SWM в России обозначились весьма явственно еще на старте процесса. Соглашение о промышленной сборке этих китайских машин на «Автоторе» было подписано в феврале 2023 года, при этом старт продаж намечали на конец мая. К началу лета продажи так и не начались, а в августе из проекта вышел дилер «Обухов», который планировал обеспечивать дистрибуцию собранных в Калининграде автомобилей. Вместе с этим рассыпалась едва набранная дилерская сеть: «Автотор» решил сам распространять машины через дочернюю фирму «Восток Ветер Рус», созданную ранее с прицелом на так и несостоявшееся сотрудничество с Dongfeng. В итоге новые дилеры получили автомобили SWM калининградской сборки только в декабре и до конца года сумели продать лишь 35 образцов. Что происходит с маркой сейчас и из-за чего «Обухов» подал в суд на «Автотор»? Раскрываем детали и подробности.
Пойдем от печки. Летом 2022 года представительство SWM, которое занимается в России дистрибуцией мотоциклов, газонокосилок и прочей садовой техники, вышло с предложением на руководство «Обухова» организовать продажи автомобилей марки SWM. В «Обухове» проект приняли благосклонно. Поначалу речь шла исключительно об импорте, однако к тому времени разговоры о повышении утильсбора возобновились с новой силой. Напомним, что министр промышленности и торговли Денис Мантуров еще в январе 2021 года намеревался «как можно скорее» увеличить «утиль» на 25%. Возможное повышение утильсбора заставило задуматься о привлечении производственного партнера, который смог бы нивелировать влияние этого фактора на конечную цену автомобиля.
По данным нашей редакции, выпуск моделей SWM обсуждался с несколькими заводами. Нам достоверно известно о четырех вариантах: завод Nissan в Санкт-Петербурге (сегодня он входит в «периметр» АВТОВАЗа и выпускает Chery Tiggo 7 Pro под маркой Xcite), сам АВТОВАЗ, который к тому времени не только остановил конвейер по сборке в Ижевске Lada Vesta, но и прекратил выпуск всех моделей на платформе В0 в Тольятти (Renault Logan и Sandero, Lada Largus и Xray), и ГАЗ, у которого с марта не были задействованы мощности по сборке автомобилей Skoda.
В итоге сговорились с «Автотором» по следующим причинам. Во-первых, у завода имелись обширные компетенции не только по использованию полного цикла, то есть сварки и окраски кузова, но и метода SKD-4 — сборки на основе импорта сваренного и окрашенного кузова. Именно по этому циклу и планировали начать сборку SWM, что в итоге и случилось. Во-вторых, «Автотор» обещал полную компенсацию утильсбора, хотя постоянные читатели Дрома помнят: по постановлению № 719 сборка SKD-4 не дает ни одного локализационного балла. Судя по всему, Министерство промышленности и торговли в 2022 году весьма гибко подходило к политике начисления производственных субсидий и обещало частичную или полную компенсацию «утиля» не только за баллы, но и, к примеру, за создание рабочих мест. Собственно, у «Автотора» еще имеются и льготы — как у резидента особой экономической зоны в Калининградской области, которыми опосредованно тоже можно снизить «утиль». В-третьих, «Автотор» согласился на относительно небольшой объем выпуска — 10–12 тысяч автомобилей в год.
Таким образом, в начале 2023-го соглашение о контрактной сборке автомобилей SWM в Калининграде было заключено при участии китайской стороны — как поставщика машинокомплектов, дистрибьютора автомобилей «Обухов Моторс» и производителя «Автотор-Балтпром». При этом схема взаимоотношений предполагалась следующей: «Обухов» перечислял деньги за машинокомплекты в «Автотор-Балтпром» в объеме около трети полной стоимости партии. После этого «Автотор» переправлял сумму в Китай, китайцы отгружали машинокомплекты, «Автотор-Балтпром» оформлял их на таможне, а после сборки и передачи дистрибьютору получал от «Обухова» остаток. В свою очередь, «газонокосильщики» из российского представительства SWM в деле не участвовали, выполняя лишь наблюдательную функцию.
Сразу же после этого китайская сторона, ссылаясь на различные обстоятельства, в первую очередь на неготовность российской стороны одним махом заказывать тысячи и тысячи автомобилей, взвинтила отгрузочную цену машинокомплекта. По нашим данным, она оказалась сопоставима с той ценой, по которой завод SWM отгружает готовые машины дилерам в Китае! Таким образом, в одночасье экономика проекта «поехала», и стало ясно, что выйти на конечную цену в два миллиона не представляется возможным.
Как бы то ни было, с весны 2023 года «Обухов Моторс» начал ежемесячные предоплаты «Автотор-Балтпрому» и провел, по нашим данным, несколько платежей. В июне у менеджмента «Обухова» возникло естественное желание получить для дистрибуции готовые автомобили — напомним, что первоначально старт продаж намечался на конец мая. При этом по состоянию на конец мая не был получен сертификат — Заключение об оценке типа ТС, которым можно заменить ОТТС (упрощенная, без краш-тестов, сертификация действует с весны 2022 года).
В начале июля прошлого года редакция Дрома была приглашена на «Автотор» — наш обозреватель был в числе группы журналистов других изданий. Мы встретили на конвейере китайского представителя SWM, который сообщил нам, что к тому времени было собрано уже около тысячи экземпляров SWM, и на вопрос, почему же сборка не идет дальше, ответил нечто вроде «Мы боремся за качество».
А сколько машин было готово в реальности? По нашим данным, приемка от «Обухова» увидела на заводе только два десятка образцов, да и те с очевидными дефектами, к примеру, неровно навешенной задней дверью. Справедливости ради нужно отметить, что дело вовсе не в низком качестве сборки на «Автоторе» — оставляла желать лучшего работа китайского поставщика машинокомплектов, а уж испорченные во время транспортировки узлы, агрегаты и кузова на одну машину приходилось собирать из двух и трех комплектов. Таким образом, на заводе образовался еще и изрядный запас комплектующих россыпью.
При этом, по нашим данным, специалисты «Автотора» составили список из нескольких десятков дефектов, который и предъявили китайцам. Как рассказывают наши конфиденты, китайская сторона хотя и обещала исправить недочеты, наотрез отказалась снижать цену машинокомплектов под тем предлогом, что заказчик не выкупает сколько-нибудь существенных объемов. Со своей стороны, «Обухов» отказался оплачивать оставшиеся две трети суммы за собранные машины из первой партии и после недолгих переговоров вышел из проекта. Таким образом, у «Обухова» подвисла сумма предоплаты, часть которой впоследствии и стала предметом судебной претензии, к чему мы еще вернемся.
Дистрибуцию машин, как мы сказали, взяла на себя дочерняя структура «Автотора» — «Восток Ветер Рус» и начала набирать новую дилерскую сеть. В результате продажи удалось запустить только в декабре. При этом из трех обозначенных на карте московских дилеров тогда работали только два — это мы выявили в рамках нашего декабрьского объезда автосалонов. Сейчас в Москве у SWM по-прежнему остались два дилера.
В конце мая мы посетили салон «АвтоГермес» на 44-м километре МКАД: за прошедшие с начала продаж полгода на фасаде мультибрендового шоурума так и не появилось вывески SWM, при этом цены далеки от первоначально задуманных. Этот G01F без кредита и трейд-ина обойдется в 2 603 580 рублей, а G05Pro — в 2 744 660 рублей. Получается, что сохраняется ситуация начала 2020 года, когда выгоднее было ввозить машины из Китая, а не производить в России…
Зададимся вопросом: а сколько всего машин продано за это время? Статистики за второй квартал еще нет, а в первом, по нашим данным, на учет встали всего 182 автомобиля марки SWM, все — 2023 года выпуска. 150 из них пришлись на маленький кроссовер G01 и его спортивную версию G01F, остальные — на компактный G05. При этом, по данным пресс-службы дистрибьютора «Восток Ветер Рус», по состоянию на 3 июня дилерам было передано уже 560 машин. Вполне может быть, во втором квартале мы увидим всплеск продаж, однако пока арифметика, что называется, «не бьется». Дело в том, что SWM не попал в майскую «оперативку» «Автостата», где собраны лучшие 30 марок рынка: на 30-м месте находится гибридный бренд Wey, принадлежащий Great Wall, с результатом 59 машин. Стало быть, в лучшем случае бренд SWM продал в мае 58 машин, в худшем — ни одной. В общем, уже сейчас очевидно, что на складах у дилеров подвисло около двух сотен невостребованных экземпляров SWM. С учетом скромных объемов продаж это означает, что старт марки пока нельзя назвать состоявшимся. Более того, если по итогам II квартала мы не увидим в статистике вставших на учет машин образцы 2024 года выпуска, с высокой долей вероятности, это будет означать сворачивание проекта.
Между тем по мере наращивания продаж, пускай даже в таких скромных объемах, начали вылезать проблемы с качеством. Так, нашей редакции стало известно о нескольких случаях возврата машин в связи с выходом из строя автоматических коробок с двумя сцеплениями — все агрегаты пошли под замену. Мы запросили комментарий у пресс-службы «Восток Ветер Рус» и получили ответ: «На данный момент мы зафиксировали пять случаев клиентских обращений по проблеме с коробкой. Два случая уже закрыты — коробки заменены по гарантии, три коробки ждут отгрузки дилерам, они уже на центральном складе в Москве и будут отгружены дилерам в ближайшее время». Поскольку это сообщение датируется 3 июня, агрегаты уже могут быть доставлены. Кроме того, в пресс-службе «ВВР» добавили: «Дефицита запчастей нет. Срок ожидания в том случае, если детали нет на складе дилера, составляет 3–4 дня. Мы накапливаем статистику, четко отслеживаем все, даже только формирующиеся проблемы и контролируем поставки».
Наверняка настроение менеджменту проекта по сборке SWM портит не только слабый спрос на модели SWM, но и судебное разбирательство, которое было инициировано ООО «Обухов Моторс» в отношении «Автотор-Балтпрома». Желая получить остаток авансов за машинокомплекты (большую часть суммы «Автотор-Балтпром» вернул), «Обухов Моторс» подал иск в Арбитражный суд Калининградской области. Как следует из документов инстанции, «Обухов Моторс» желает востребовать с «Автотор-Балтпрома» 130,1 млн рублей.
Нам удалось получить комментарий по этой ситуации в «Обухов-Моторс»: «В течение первого полугодия 2023 года на этапе подготовки проекта ООО “Обухов Моторс” вносило предоплату за автомобили на сумму более 568 млн рублей. Летом 2023 года в связи с несоблюдением срока поставок автомобилей и наличием разногласий в подходах к качеству продукции стороны не смогли достичь консенсуса, чтобы начать реализацию автомобилей. Таким образом, несмотря на большой объем подготовительной работы, в августе 2023-го по взаимному согласию всех сторон было расторгнуто дистрибьюторское соглашение между SWM, ООО “Обухов Моторс” и ООО “Автотор-Балтпром”». Думается, если суд вынесет решение в пользу «Обухова», для «Автотора» это не станет финансовой трагедией, ибо в 2023 году «Автотор-Балтпром» получил прибыль 215 млн рублей.
Ну а что у нас в сухом остатке? В сухом остатке картина довольно печальная: россияне вместо привычных мировых брендов вынуждены довольствоваться посредственными «китайцами», цех по сварке кузовов BMW, законченный на «Автоторе» аккурат в январе 2022 года, стоит без дела, а два крупных и важных игрока российского рынка судятся из-за низкого качества китайских машинокомплектов. Грустно все это…
В качестве послесловия предлагаем читателям комментарий «Автотора», полученный нами уже после того, как материал был сверстан. Комментарий касается исключительно претензии «Обухов Моторс», а не ситуации по бренду SWM. «В целях невмешательства в правовые процедуры считаем целесообразным предоставить комментарий по завершению судебного разбирательства. Финансовые взаимоотношения ООО “Автотор-Балтпром” и ООО “Обухов Моторс” определены условиями Соглашения о расторжении договора поставки автомобилей. Обязательства ООО “Автотор-Балтпром” контролируются и исполняются в строгом соответствии с условиями, установленными в соглашении». Судя по документам на сайте калининградского арбитража, по иску «Обухова» пока прошло только одно судебное заседание — 28 мая. Следующее слушание назначено на 9 июля, однако на текущую ситуацию по бренду SWM это не влияет. В любом случае пожелаем дистрибьютору SWM удачи. Все-таки не хочется думать, что сбудется прогноз президента РОАД Алексея Подщеколдина: в начале года он сказал нам, что именно в 2024-м начнется процесс выбывания китайских брендов с российского рынка…