Чем ближе к Новому году, тем чаще новообретенный телеграм-канал «Москвича» посылает сигналы о скором начале отверточной сборки. Правда, ничего нового в этих сообщениях нет: до конца года в Москве выпустят 600 машин, 200 из которых будут электрическими. 22 октября закончился прием заявок от дилеров: по официальным данным, за три недели поступило 340 анкет из 23 городов России. Среди требований к потенциальным партнерам только одно сугубо «электрическое»: «готовность создать инфраструктуру для демонстрации, продажи и обслуживания электромобилей», при этом прочие требования самые обычные — к примеру, «готовность обеспечить высокий уровень клиентского сервиса».
Интересно, с чего бы это дилеры, да еще и со всей страны, встали в очередь за Москвичами, выпущенными по лицензии некоего неназываемого «восточного партнера»? Может быть, МАЗ «Москвич» в состоянии предложить продавцам еще кое-что? Пожалуй, стоит вернуться к высказыванию бывшего директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Дениса Пака. В середине мая Денис Климентьевич в интервью ТАСС сообщил, что сборку Renault Duster планируют перезапустить на АВТОВАЗе. Все это стыкуется с данными редакции Дром.ру, по которым французский концерн оставил российским партнерам возможность выпуска не только Duster и Logan/Sandero, но и бензинового 1,6-литрового двигателя H4M.
Еще один примечательный факт. На встрече с ветеранами АЗЛК в середине сентября, проходившей на заводе, посетителям зачем-то показали несколько моделей Renault с заклеенными шильдиками. Фотографию одного такого Duster в своем телеграмм-канале «Русский автомобиль» опубликовал наш коллега Сергей Цыганов. Мы не будем переоценивать значение этой демонстрации, ибо такие встречи организует не пресс-служба «Москвича», оставшаяся в полном составе от Renault, а структуры департамента транспорта правительства Москвы, далекие от перипетий в автопроме.
Между тем в конце сентября случилось действительно важное событие, которое, вероятно, проливает свет на будущую линейку Москвича. 28 сентября исполняющий обязанности директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Тигран Парсаданян (то есть вероятный сменщик в этой должности Дениса Пака) подписал заключение о подтверждении промышленной продукции на территории РФ. Заявку на выдачу документа подал МАЗ «Москвич», при этом в самой заявке — сплошь модификации моделей Renault.
Перед тем как перейти непосредственно к документу, напомним, для чего он нужен. Заключение о промсборке завод — изготовитель автомобиля, у которого есть на руках действующий специальный инвестиционный контракт (СПИК), оформляет для того, чтобы получать от государства компенсацию выплаченного утилизационного сбора. Для этого используются различные механизмы, к примеру, постановление правительства РФ от 15.01.2014 № 30 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности». Поскольку Дром.ру чаще, чем кто-либо другой, пишет про утильсбор, про его влияние на конечную цену машины и про механизмы его компенсации, повторяться не будем.
Напомним только, что Минпромторг выдает заключение о промсборке на основании акта экспертизы местного отделения Торгово-промышленной палаты. В данном случае акт выдан головной организацией — Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Так вот. Документ за номером 2001047/С был выдан «Москвичу» 17 августа и, как обычно, имеет срок действия один год, то есть до 16 августа 2023-го. Теперь давайте посмотрим на календарь. Renault объявила об уходе из России в конце мая. Предположим, что на тот момент ТПП уже проводила очередную экспертизу по локализации моделей Renault. Спустя некоторое время юридическое лицо с ИНН 7709259743 из ЗАО «Рено Россия» было переименовано в АО МАЗ «Москвич». После этого «Москвич» получил указанный акт. При этом важно, что МАЗ «Москвич» до сих пор остается привлеченным партнером СПИКа АВТОВАЗа — вместо «Рено Россия».
А теперь, внимание, вопрос. Зачем завод «Москвич» подал 22 августа заявку на оформление заключения о промсборке, если он не собирается выпускать модели Renault (неважно, под каким шильдиком) и не собирается получать на основании этого документа компенсацию утилизационного сбора? Но и не только в этом дело: а зачем Минпромторг, зная, что сборку моделей Renault в нашей стране не проводят еще с весны, на голубом глазу выдает заключение о локализации этих машин в конце сентября?
Для полноты картины добавим два факта: по действующим сейчас правилам, заключения Минпромторга о промсборке выдаются не на один год, а на три. При этом в заключении для «Москвича», в отличие от всех прочих заключений, удалены сведения о промышленной площадке в Тольятти — осталась только площадка в Москве! Но и это еще не все. На сегодняшний день у «Москвича» имеются заключения на все модификации, срок действия которых заканчивается в марте 2023 года, правда, максимально локализованные модификации в них набирают 2199 баллов, а в новом заключении — уже 2255 баллов (естественно, речь о версиях с упомянутым мотором H4M). Ну и еще: в нынешнем году для полной компенсации утильсбора модификация должна набрать 2000 баллов, а с 2023-го по 2025-й — 2567 баллов. Это чуть больше, чем в наличии по новому заключению, так что, если «Москвич» возобновит сборку Renault, незначительная часть утильсбора все же не будет компенсироваться. Впрочем, при нынешнем ценообразовании покупатель этого даже и не заметит.