Lamborghini не производит электромобилей (во всяком случае, пока), но с подачи именно этого итальянского бренда может произойти следующий скачок в сфере электрического транспорта. Речь идет о разработке совершенно новой технологии суперконденсаторов в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом (MIT).
Традиционные конденсаторы давно используются в электронике. Они являются своего рода электрическим резервуаром, который может очень быстро принимать заряд и столь же быстро отдавать его. Типичное использование — накопление энергии для усилителей, чтобы сгладить электропитание или осуществить резкий выброс энергии. К примеру, с их помощью работает вспышка в фотоаппарате.
В электромобилях конденсаторы могут использоваться для буферизации энергии. В то же время пока они не могут заменить батареи, поскольку не обладают большой емкостью.
Несмотря на шум вокруг конденсаторов в последние годы, они применялись в транспортных средствах еще два десятилетия назад. К примеру, выпущенный в 2001 году прототип водородного автомобиля Honda FCX-V4 использовал ультраконденсаторы, способные выдать до 30 кВт, но всего на протяжении 10-15 секунд.
Все суперконденсаторы в настоящее время содержат электроды с углеродным покрытием, но профессор Мирча Динка (Mircea Dinca) и его команда из MIT придумали новый класс материалов, которые называются металлоорганическими каркасами (metal-organic frameworks, MOF). Они пористые, как губка: «лабиринтная» структура позволяет многократно увеличить площадь внутренней поверхности для заданных габаритов и массы по сравнению с обычными конденсаторами на основе углерода. А чем больше площадь поверхности, тем больше энергии может хранить суперконденсатор.
Но у металлоорганических каркасов есть роковой недостаток: они являются плохими проводниками электричества. Из-за этого их и нельзя использовать в качестве суперконденсаторов. Именно здесь исследователи MIT и совершили прорыв. Их новые MOF являются электропроводящими, что в сочетании с большой площадью поверхности открывает возможности для увеличения энергетической плотности.
По данным Autocar, пока конденсаторы на основе металлоорганических каркасов являются лишь отправной точкой для дальнейшей эволюции этой технологии. Надеяться на очередной прорыв преждевременно — сколько за последнее десятилетие мы видели пустых обещаний. Но изобретение MIT и Lamborghini может дать толчок новым разработкам в этой сфере.