Владелец подержанного Jaguar XJ отсудил рекордную для России компенсацию у производителя. Он требует у импортера автомобилей Jaguar и Land Rover возместить ему 40 миллионов рублей. И это не просто придуманная адвокатами заоблачная сумма, а вступившее в силу решение Приозерского городского суда Ленинградской области, о прецеденте сообщают «Ведомости».
Эта история началась в ноябре 2016 года, когда Алексей Кравченко приобрел подержанный Jaguar XJ. Британский седан, выпущенный в 2013 году, в 2016 году обошелся ему в 2,35 миллиона рублей. Уже через полгода автомобилист продал машину Хаважу Хаутиеву за 2 миллиона рублей.
Однако у нового хозяина не сложилось хороших отношений с «породистой кошкой»: Jaguar перестал заводиться. Хаутиев договорился с продавцом и вернул ему автомобиль всего через два дня. Стороны расторгли договор, но Хаутиев стал представлять интересы Кравченко и сам общался с автосалоном. В итоге седан был доставлен на эвакуаторе к официальному дилеру «Рольф эстейт Санкт-Петербург». На тот момент машина еще находилась на гарантии, поскольку с момента ее покупки первым владельцем не прошло трех лет.
Дилер «приговорил» электронный блок управления системой запуска, который меняли с 23 мая по 9 июня 2017 года. После этого Хаутиев забрал автомобиль из сервиса. Но счастье длилось недолго: в тот же день седан снова перестал заводиться. Дилер диагностировал ту же неисправность, которую на этот раз ремонтировал до 14 июля.
Алексей Кравченко посчитал, что его машина находилась в сервисе более 45 дней. Вместе с Хаутиевым они направили претензии к компании-импортеру «Ягуар Ленд Ровер», которая ответила отказом: якобы 9 июня (то есть после первого ремонта) автомобиль был исправен, о чем свидетельствуют подписанные Хаутиевым заказы-наряды.
Дело дошло до суда. В августе 2018 года Приозерский городской суд Ленинградской области счел доводы истца убедительными и обязал импортера выплатить свыше 41,7 миллиона рублей, в том числе 20 миллионов неустойки и 13,9 миллиона штрафа.
Откуда взялись такие огромные суммы? Из закона «О защите прав потребителей», который устанавливает неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день. Примечательно, что в данном случае стоимостью оказалась не цена покупки подержанного Jaguar XJ (то есть 2,35 миллиона рублей), а его розничная цена по состоянию на 2016 год, а это уже 7,8 миллиона. А поскольку судебное разбирательство длилось больше года, то набежала сумма неустойки свыше 31 миллиона рублей, которую суд снизил до 20 миллионов.
Разумеется, импортер не согласился с решением суда и подал апелляцию. Адвокаты компании «Ягуар Ленд Ровер» указывают на тот факт, что сумма несоразмерна ущербу.
Однако пока присужденная компенсация является рекордной для автомобильного рынка России. В то же время эксперты отмечают, что решение суда является спорным: он поддержал требования истца в компенсации разницы между стоимостью договора купли-продажи и ценой нового аналогичного транспортного средства в схожей комплектации, хотя Алексей Кравченко покупал уже подержанный автомобиль.
Не исключено, что в конечном итоге решение суда будет пересмотрено в вышестоящих инстанциях.
Отметим, что предыдущий российский рекорд по компенсации за дефектный автомобиль был поставлен в Чечне в конце 2015 года. Тогда владелец седана 5-Series отсудил у российского импортера BMW около 30 млн рублей, причиной обращения в суд была неисправность автоматической коробки передач.