Для начала уточним, что Соболь NN — не более чем одна из модификаций GAZelle NN, и отличает ее вовсе не «низкий» потолок и даже не «односкатный» задний мост, а только колесная база. Дело в том, что одновременно с запуском Соболя NN на рынок вышла и «низкая» ГАЗель NN с максимально разрешенной массой 3,5 тонны: между осями у нее — 3175 мм, а у Соболя — только 3005 мм. Колеса на заднем мосту у этой «низкой» ГАЗели NN тоже односкатные. Что касается максимально разрешенной массы Соболя NN, здесь предусмотрены две версии — 2,5 тонны (точнее — 2490 кг) и 3,5 тонны. Как нетрудно догадаться, первый вариант нужен для «обхода» ограничений «грузового каркаса» Москвы. Исполнение в 2,5 тонны легко узнать по двум сиденьям в кабине — у 3,5-тонной версии спереди усядутся трое.
Некоторое время назад мы писали о том, что первые образцы Соболя NN поступили к дилерам в виде фургонов, однако продаж не было. Между тем сейчас автомобиль уже можно купить. ОТТС на него не получено — ГАЗ решил воспользоваться упрощенной схемой сертификации, разрешенной правительством РФ для нейтрализации действия факторов, вызванных украинскими событиями. Проще говоря, пока на рынок вышли версии с отклонениями от действующего Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Как говорит наш источник на ГАЗе, это связано в основном с укороченными сроками оформления Заключения об оценке типа транспортного средства, которое можно получить за два-три месяца, в то время как полноценный сертификат — за восемь-девять месяцев. По данным нашей редакции, в настоящее время ГАЗ проводит процедуру получения ОТТС, и к весне документ будет оформлен.
Что касается отклонений от техрегламента, здесь речь идет об отсутствии подушки безопасности — на одном из двух выставочных автомобилей этого элемента как раз и не было. Сами образцы были представлены в виде пассажирской и «социальной» версии, изготовленной «Луидором», поскольку выставка была посвящена автобусам. В самом ГАЗе не уверены, что они будут изготавливать пассажирские Соболи NN, так как «рынок очень узкий». Кстати, даже в базовой комплектации установлено подрессоренное сиденье водителя с регулировкой жесткости, а схема размещения сидений в салоне позволяет опустить спинки и, раздвинув ряды, получить большое спальное место. Для этого нужно только снять заглушки полозьев на полу.
Теперь самое время разобраться с моторами, ибо слухов на сей счет было с избытком. Под капотом представленных выставочных образцов разместили хорошо известный дизель Cummins ISF 2.8 китайской сборки. Именно версия с ним на первых порах и пойдет покупателям. В связи с известными обстоятельствами ГАЗ пока не комментирует ситуацию с поставками: то ли это остатки складских запасов, то ли Китай продолжает отгрузки — пока не ясно. Именно поэтому нет достоверных сведений, заменит ли его российский дизель, который выпускают под двумя числовыми индексами — «21» и «51», или сборка будет идти параллельно. Двойка и пятерка в индексах означают соответствие экологической норме «Евро» — соответственно, «Евро-2» и «Евро-5». Об особенностях этого агрегата и его родстве с одним из китайских аналогов мы расскажем чуть позже, а пока отметим, что уже сейчас инженеры ГАЗа предусмотрели два исполнения, одно из которых обеспечивает крутящий момент в 415 Нм, второе — 330 Нм. Максимальное давление впрыска мотора ГАЗа — 2000 бар, головку блока льют из алюминия, рабочий объем — 2,5 литра, на каждый из цилиндров предусмотрена свеча накаливания. Для сравнения: китайский Cummins при объеме 2,8 литра выдает 320 Нм, материал блока — чугун. За счет всех мероприятий инженеры ГАЗа по сравнению с Cummins ISF выиграли несколько десятков килограммов. Один из наших собеседников даже назвал цифру в 60 кг. Еще одно важное изменение: вместо одного распределительного вала со сложной системой коромысел в российском моторе установлены два распредвала. Интересно, что на Соболе NN могут появиться модификации российского двигателя с разной отдачей. Не исключено появление еще нескольких вариантов по отдаче.
По коробке передач. В связи с текущими событиями потребители волновались, что ГАЗ может остаться без синхронизаторов, поскольку их массово поставляла немецкая Hoerbiger, однако, как заверил наш собеседник на заводе, сейчас имеется более двух вариантов производителей этого узла.
И еще несколько слов о технических характеристиках фургонов Соболь NN. Длина, ширина, высота — 5110 х 2536 х 2445 мм, объем грузового отсека — 7,8 или 5,1 куб. Во втором случае речь идет о заводской грузопассажирской версии — в салоне предусмотрен еще один ряд сидений, а для пассажиров на нем вырезаны окна в сдвижной двери и левой боковине кузова.
Остается назвать цену: за базовый фургон просят от 2 695 000 рублей. По остальным исполнениям ценник пока не утвержден.