89-летний житель Германии Генрих Зандкамп 44 года спорит с компанией BMW о том, кто виноват в некачественной окраске белого седана BMW 520 (E12) выпуска 1973 года. Удивительную историю поведало издание AutoBild.
В 70-е Зандкамп владел конторой по прокату автомобилей. 30 марта 1973 года сотрудник его фирмы забрал у дилера только что купленный в корпоративный парк BMW 520. Прием-передача прошли быстро, поскольку никто не сомневался в качестве автомобиля. Уже после перегона машины на стоянку Зандкамп и его подчиненный присмотрелись — и были поражены. Совершенно новый, «нулевый» BMW 520 был очень плохо покрашен. Краска на кузовных панелях с левого борта была вздута и в шагренях. Причина — нарушение технологии окраски или скрытая коррозия.
Генрих пожаловался на проблему дилеру. Представитель автосалона в устной форме предложил ему три варианта на выбор: 1) вернуть авто на перекраску, 2) смириться и получить 500 марок в качестве компенсации, 3) отказаться от покупки и вернуть машину производителю. Последний вариант показался немцу наиболее подходящим, ведь он хотел приобрести машину без каких-либо дефектов.
Но в самой компании BMW увидели ситуацию по-другому — они обвинили в дефектах дилера. Дело зашло так далеко, что тогдашний директор BMW Эберхард фон Куэнхайм лично в письме Генриху Зандкампу исключил возможность возврата автомобиля. Вместо этого машину перекрасили, однако Зандкамп отказался ее забирать, настаивая на возврате. Представительство BMW пригрозило, что заставит его забрать автомобиль через суд. Но потребитель подал иск первым и выиграл дело в окружном суде. Представители BMW подали апелляцию в вышестоящую инстанцию — Высший областной суд. Эта инстанция встала на сторону автопроизводителя и заставила Зандкампа забрать автомобиль, согласившись тем самым на такое решение конфликта. На дворе стоял 1975-й, злополучному BMW 520 уже исполнилось два года.
Последнюю попытку «сатисфакции» Зандкамп предпринял в 1980 году. В этот раз он зашел с другого фланга — составил иск против конкретного менеджера BMW. Он обвинил его во лжесвидетельстве — во время заседания в 1975 году сотрудник под присягой утверждал, что никто никогда не обещал Зандкампу заменить дефектный автомобиль на новый. Суд отклонил иск за отсутствием доказательств лжесвидетельства.
С тех пор прошло много лет, но Генрих Зандкамп до сих пор чувствует себя оскорбленным. Еще тогда, в 1975 году, он пожаловался на BMW в письме в AutoBild, новое письмо он написал редакции журнала осенью 2018 года.
Машину немец так и не начал эксплуатировать. В свое время адвокат посоветовал хранить ее в гараже и использовать по минимуму, мол, рано или поздно они сдадутся и обменяют на авто без дефектов. Зандкамп стоически соблюдал эту рекомендацию, в результате за 44 года BMW 520 проехал лишь 1911 километров. Причем большая часть этих километров набежала во время переезда Генриха из Германии в Италию, в дом престарелых (пансион).
Сейчас в BMW говорят, что с удовольствием заберут автомобиль назад, но Генриху Зандкампу этого недостаточно — он требует извинений от производителя. «Несмотря на то, что BMW выиграла процессы, я хочу от них извинений», — говорит старик.