Да-да-да, вспоминается строчка из вечно актуального Владимира Семеновича Высоцкого: «Я популярно объясняю, для невежд — я к болгарам уезжаю, в Будапешт». И далее: «Я в Венгрии на рынок похожу, на немецких на румынок погляжу». Для тех, кто не вспомнил: переслушайте «Инструкцию перед поездкой за рубеж». Однако к чему нас обуяли эти поэтические аллюзии?
21 июля на сайте Росстандарта появилась выписка о том, что автомобиль марки Москвич типа DD1 получил Заключение об оценке типа транспортного средства (ЗОТТС). Пока мы написали запрос в пресс-службу московского завода, пока получили ответ, интернет оказался до краев заполнен перепечатками с известием о том, что «Москвич» якобы получил на новую модель Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). При этом к сообщению телеграм-канала «Автопоток» от 24 июля, судя по всему, среагировали «перепечатывальщики», была пришпилена ссылка на публичную базу Росстандарта. О разнице между ЗОТТС и ОТТС мы уже рассказывали тысячу раз, но, видимо, без повторов не обойтись, раз уж даже наш брат журналист путает эти документы. Вкратце: ЗОТТС позволяет вывести машину на рынок по упрощенной схеме сертификации, которая, к примеру, не предполагает проведения краш-тестов и не гарантирует соответствия автомобиля требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Этот обходной метод был введен постановлением правительства РФ № 855 от 12 мая 2022 года в связи с последствиями украинских событий. Цель была благая — помочь автомобильным заводам РФ выпустить машину в продажу с меньшими временными и денежными затратами. В угоду этому вопросы безопасности задвинули на второй план. Фактически машина по ЗОТТС может отличаться от машины по ОТТС чем угодно, а не только, скажем, отсутствием модуля «ЭРА-ГЛОНАСС», перебои с поставками которых продолжаются до сих пор. Еще отличие: ЗОТТС действует всего один год — против трех лет действия ОТТС. При этом для самой возможности сертификации по обходному методу пока установлен предельный календарный срок — 1 февраля 2024 года. После этого или ПП № 855 нужно будет продлевать, или всем производителям возвращаться к ОТТС.
Возвращаемся к нашему запросу в пресс-службу «Москвича»: она отказалась отвечать на вопрос, соответствует ли тип DD1 модели Москвич 6 единственной из официально анонсированных. «Мы ведем постоянную работу по развитию модельного ряда согласно озвученной стратегии. Подробную информацию о моделях сообщим дополнительно». Сравнение типов у JAC JS4 (S4) и Москвича 3 (DA21) опять же не дает ровным счетом никаких зацепок, хотя в некоторых случаях модель можно идентифицировать без труда. К примеру, в ОТТС на Lada X-Cross 5 прописан тип Т77, что указывает на китайский исходник FAW Bestune T77. Вообще, не исключено, что тип DD1 действительно не относится к Москвичу 6, то есть к JAC J7/JAC A5 Plus/JAC Sehol, а представляет собой переименованный кроссовер S3 Pro, который предлагается на казахском рынке.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что VIN из ЗОТТС на тип DD1 относится не к КАМАЗу, как в случае с Москвичом 3, а именно к московскому заводу. Из этого следует, что заявителем при сертификации стал «Москвич». Кроме того, это может означать, что комплекты на модель типа DD1 «Москвич» будет завозить уже без помощи КАМАЗа, который, как подсказывают нам наши собеседники, хоть и немного, но наживается на перепродаже комплектов JAC JS4 «Москвичу». О чем это говорит в прикладном смысле? Вероятно, о том, что новая модель «Москвича» пойдет не через СПИК КАМАЗа, а через СПИК АВТОВАЗа. Напомним, что для получения льгот и субсидий на Москвич 3 его включили в Специальный инвестиционный контракт КАМАЗа. МАЗ «Москвич» фигурирует в документе как привлеченный партнер, а продукция указана без упоминания марки и модели: «Легковые автомобили категории М1 с электроприводом» и «Легковые автомобили категории М1 с двигателями внутреннего сгорания». А вот СПИК АВТОВАЗа, где МАЗ «Москвич» до сих пор остается привлеченной стороной как преемник «Рено Россия», под новые реалии еще не модифицирован — в нем по-прежнему указан график выхода моделей Renault, Nissan, Mitsubishi, уже неактуальный на сегодняшний день.
Возвращаясь к теме ОТТС: на всякий случай мы сверились с публичной базой «одобрений» Росстандарта. Как и ожидалось, на новую модель «Москвича» документов в ней не обнаружилось. Это не станет препятствием к старту продаж, потому что ЗОТТС в этом смысле полностью легализует автомобиль для рынка. Другое дело, что сам завод пока не называет никаких конкретных сроков…