Еще летом мы писали, что проект электрического автомобиля А-класса, который прежде фигурировал под условным названием Кама-2, получил имя Атом, но только сейчас оно представлено официально. Занимается разработкой машины (по крайней мере, формально) АО «Кама», зарегистрированное 5 августа 2021 года. Согласно данным пресс-службы, «в международной инженерно-технической команде «Атом» уже сегодня более 300 автомобильных конструкторов и IT-разработчиков, имеющих опыт реализации крупнейших проектов в сферах электротранспорта, мобильности и экосистем в России, Китае, Европе и США». При этом, по данным сайтов по проверке контрагентов, штатных сотрудников в АО «Кама» всего четверо. Еще один интересный факт: основным видом деятельности «Камы» зафиксирована «разработка компьютерного программного обеспечения», и только дополнительными — «производство легковых автомобилей», «производство кузовов для легковых автомобилей», «производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств».
А вот у зарегистрированного 1 июня 2022 года ООО «Кама Опцион», единственным учредителем которого числится АО «Кама», производство автомобилей уже стоит на первом месте, а в дополнительных добавилось «производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств». У обеих фирм один и тот же генеральный директор — Игорь Поваразднюк. Возникает вопрос: зачем городить такой огород, ведь АО «Кама» фактически еще не начало свою коммерческую деятельность, ибо в бухгалтерских отчетностях не фигурирует ни одного рубля выручки, по крайней мере за прошлый год, да и за этот, видимо, тоже фигурировать не будет? Интересно, что образовали ООО «Кама Опцион» аккурат после того, как мэр столицы Сергей Собянин взял на баланс города «Рено Россия», частью которого был Московский автосборочный завод.
Вы спросите: как связаны два этих факта? Дело в том, что свои «функциональные прототипы» АО «Кама» начало разрабатывать по соглашению с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 22 марта 2022-го и в то время Сергей Семенович еще не знал, что в 2023–2024 годах ему нужно будет продать 150 000 автомобилей марки Москвич, среди которых и электромобили. А вскоре узнал. Узнали, видимо, и в «Каме», и разработка как-то сразу не задалась. Дело даже не в том, что с начала лета инженеры поменяли ключевые параметры (в том числе и колесную базу), а в том, что с того времени срок готовности «функциональных прототипов» перенесли аж на полгода — с первого квартала 2023-го на третий. Собственно, сейчас главный вопрос заключается в том, кому пригодятся эти прототипы и не заполнятся ли к моменту их выхода все возможные электрические ниши российского рынка уже серийными «электричками». К примеру, тот же концерн «Алмаз-Антей» без долгих разговоров взял и не только сделал свой электромобиль, но и дал прокатиться министру промышленности и торговли Денису Мантурову на макетном образце. Нет сомнений, что и «Автотор» доведет до конвейера свою молодежную «электричку», то есть прямого конкурента Атома, в намеченные сроки, тем более что там ничего придумывать не нужно — машина уже есть…
Завершая тему сроков, отметим, что, по первоначальным планам, производство Атома должно было стартовать в четвертом квартале 2024 года. Означает ли сдвижка выпуска «функциональных прототипов» сдвижку старта производства серийной машины на второй квартал 2025-го? Если да, то перспективы проекта становятся как никогда призрачными — к тому времени, как говорил Ходжа Насреддин, или ишак сдохнет, или эмир помрет. Да вот, пожалуйста, сейчас получает сертификацию микромобиль Yoyo. Его запас хода невелик — 150 км, но, по крайней мере, он реальный, а 500 км, которые обещает Кама в самой своей дальнобойной версии, пока исключительно на бумаге.
Кстати, батарею (или ячейки) планируется закупать у одного ну очень крупного китайского поставщика. Имя его мы знаем, но назвать его не сможем, дабы не угодить под принятый летом закон об ограничении распространения контрсанкционной информации.
По нашим данным, на сегодняшний день остались в проекте раздвижные двери Атома и запроектированный дорожный просвет в 170 мм. На передней панели не будет размещен ни один элемент, а электронный щиток приборов планируется жестко закрепить на рулевой колонке — по типу как у моделей Mini. Вся информация с него станет дублироваться на лобовое стекло. Само рулевое колесо будет прямоугольным с относительно небольшим сектором поворота. Один из наших собеседников сообщил, что речь может идти всего о 90 градусах. Это вполне похоже на правду, поскольку по первоначальному проекту щиток приборов должен занимать верхний сегмент руля и вращаться вместе с ним. Останется ли это решение, если машину будут готовить к серии, — сказать трудно, но мы прогнозируем, что не останется. Максимальная скорость машины может достигать 170 км/ч.
Наряду с обычной версией, которую будут продавать и частникам, и в каршеринг, запланированы исполнения типа Deliver и Taxi. В последнем случае переднего правого сиденья не предусмотрено — сюда станут ставить чемоданы. Остается добавить, что весь оптимизм по проекту, которым мы можем поделиться с нашими читателями, зиждется исключительно на участии в разработке КАМАЗа, который наряду с собственным гендиректором Сергеем Когогиным не только стал учредителем проекта, но еще и отвечает за разработку платформы.