Хотя адресные санкции США против «Группы ГАЗ» еще не вступили в силу (их отсрочили до 22 января 2021 года), российский промышленный гигант продолжает «авансом» страдать от ограничений — шведская Quintus Technologies AB отказалась поставлять ГАЗу детали для уникального станка гидроэластичной штамповки. Об этом стало известно в ходе состоявшейся 5 октября встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова с представителями европейского бизнеса, работающего в России.
Правительство Швеции не выдало лицензию на экспорт деталей для установленного на ГАЗе станка, поскольку пресс может использоваться для выпуска деталей двойного назначения, уточняет газета «Коммерсантъ».
Пресс гидроэластичной штамповки ГАЗ приобрел у шведов еще в 2009 году, в строй он был введен в 2011-м. Станок используется для мелкосерийного изготовления кузовных панелей методом гидроформинга, а не штамповки. Гидроформинг позволяет обходиться только матрицей, то есть формой-негативом. К ней под сильнейшим давлением жидкости прижимается стальной лист — и на выходе, таким образом, получается качественная кузовная панель. Станок необходим для выпуска деталей прототипов и мелкосерийной техники, но он не используется для выпуска массовых моделей. Помимо опытных партий на нем делают элементы спецтехники на базе автомобилей ГАЗель, в том числе скорые и мусоровозы.
Остановка пресса гидроэластичной штамповки из-за отсутствия запчастей для сервисного обслуживания «будет критичной для работы ГАЗа», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в холдинге. Альтернативных поставщиков нет — детали выпускает только сам производитель пресса.
Единственная военная техника, для которой мог бы использоваться пресс, — это грузовики Урал, поставляемые Минобороны и Росгвардии. Однако автозавод Урал в начале 2020-го вышел из состава «Группы ГАЗ» — его выкупил бизнесмен Дмитрий Стрежнев. Кроме того, в самой «Группе» говорят, что для Уралов гидроэластичная штамповка не применялась.