Сегодня, 27 февраля, исполняется 80 лет Валерию Сёмушкину, дизайнеру автомобиля Лада Нива (ВАЗ 2121, Lada 4х4). Хоть и на последних минутах уходящего дня, но всё-таки мы поздравляем Валерия Павловича с этой датой.
Валерий Сёмушкин пришёл на ВАЗ сразу после окончания ленинградской «Мухинки» (факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. Мухиной), в 1971 году. И с места в карьер — работа над перспективным внедорожником для сельской местности. Стиль Нивы родился после нескольких не совсем удачных эскизов простецки-брутального внедорожника, какими тогда только и были «сельские» автомобили. Фактически образ кроссовера, легковой машины на внедорожном шасси — это его, Сёмушкина, находка, его концепт, его прорыв в неизведанное. Подсматривать было не у кого, пришлось изобретать. Как Соловьёву и Прусову пришлось создавать немыслимое тогда комфортно-легковое внедорожное шасси.
Нива оказалась не только прорывным, но и вневременным автомобилем, неустаревающим, непортящимся. В её образе нет ничего сиюминутного, модного, привязанного к поколениям или художественным тенденциям. Потому и покупают эту машину с равной охотой как пенсионеры, так и молодые любители внедорожного экстрима. На помойку истории будут выброшены сегодняшние обмылочные кроссоверы, вычурные, лупоглазые, с раздутыми воздухозаборниками и на бессмысленно огромных колёсах. Их судьба — забвение, максимум — строчки в каталогах для профессиональных историков автостроения. А Нива — она останется собой, производить её будут как минимум до 2026 года, а потом — вот увидите! — хорошо сохранившиеся экземпляры только возрастут в цене и станут предметом коллекционирования.
ВАЗ 2123 (Chevrolet Niva) — это тоже работа Сёмушкина. Эстетически не менее удачная, чем первая Нива, но с непростой биографией. Сейчас Шеви Нива снова стала Ладой, Валерий Павлович очень этому обстоятельству рад.
Сёмушкин работал на ВАЗе до 2009 года, последнее время — в статусе начальника отдела дизайна (одного из двух). Ровно тридцать восемь лет на заводе. Во многих проектах есть его дизайнерский вклад, но останется он всё равно как автор Нивы.
Когда на ВАЗе открывали бюст Петру Прусову, Валерий Павлович прислал свою фотографию на фоне бронзовой скульптуры, подписав её так: «Сёмушкин, ещё не бронзовый». В этом его характер — быть живым, не «бронзоветь», ни на кого не смотреть свысока.
Оставайтесь живым, Валерий Павлович.
Поздравляем!
Валерий Сёмушкин в публикациях на Дроме: