Британский журнал Retro Cars составил топ-10 исчезающих автомобилей 80-90-х годов в Великобритании: его неожиданно возглавила Lada Riva — под таким именем на Туманном Альбионе в свое время продавались наши Жигули моделей ВАЗ-2105 и 2107.
Для своего рейтинга Retro Cars использовал выгрузку данных учета транспортных средств в Великобритании из базы DVLA (Driver and Vehicle Licensing Agency). По состоянию на 2020 год в Британии зарегистрированы лишь 49 экземпляров Lada Riva. Это поразительно мало, если вспомнить, что во времена Маргарет Тэтчер Lada Riva пользовалась в Англии неплохим спросом — ее покупали в основном жители северных промышленных регионов страны, экономика которых в конце 70-х-начале 80-х оказалась в глубоком кризисе. Как замечает Retro Cars, сегодня даже экзотических суперкаров Pagani Zonda в Великобритании насчитывается больше, чем заднеприводных Lada.
На втором месте в списке исчезающих машин оказалась итальянская Alfa Romeo 146 (осталось 89 штук), на третьем — Fiat Uno, тоже итальянский (218 экземпляров). Весь топ-10 приводится в таблице ниже.
Вот как рейтинг прокомментировал редактор Retro Cars Крейг Читхэм (Craig Cheetham): «Автомобили 80-90-х становятся популярными у молодежи, но выбор таких машин гораздо уже, чем было с более ранней классикой. Нужно сказать спасибо смене модели потребления в обществе — именно в ту эпоху автомобиль превратился в такой же одноразовый актив, как, например, стиральная машина».
Читхэм добавляет, что тогда со сменой поколений западные потребители отошли от принципа «сделай хорошо и отремонтируй» (make good and mend) к принципу «профинансируй и замени» (finance and replace), поэтому после крупных поломок от автомобилей стали избавляться, а не ремонтировать. Серьезный урон парку машин 80-90-х годов нанесла программа утилизации, которая была запущена в Великобритании в 2009-2010-м для поддержки авторынка во время глобального кризиса.
«В ближайшем будущем массовые повседневные машины 80-90-х станут у нас более редкими, чем классические спорткары MGB или Triumph. Впрочем, в большинстве случаев они уже более редкие. Вот почему хорошие экземпляры надо сохранять», — заключает редактор Retro Cars.
Численность конкретно автомобилей Лада в Великобритании также подкосил дефицит запчастей к их праворульным версиям — АвтоВАЗ остановил экспорт своих машин на рынки с левосторонним движением еще в конце 90-х годов и через несколько лет перестал делать к ним запчасти, то есть оставил своих потребителей без сервисной поддержки. В результате Лады стали ускоренно выбывать из эксплуатации, для поддержания одних машин приходилось разбирать другие, раньше времени отправленные на свалку.
В Великобританию Лады экспортировались с 1974 по 1997 год (тогда в Евросоюзе ужесточили нормы токсичности, а АвтоВАЗ не стал заранее адаптировать к ним свои модели). За 23 года в Британии было продано около 350 000 Lada семейств 2101-2107, Niva и Samara.
Retro Cars — одно из самых авторитетных изданий Европы о классических машинах. Для него пишут лучшие автомобильные журналисты прошлых лет (этакие пенсионеры), журнал выходит раз в два месяца.
ТОП-10 исчезающих автомобилей Великобритании
Модель | Количество оставшихся на учете |
---|---|
Lada Riva | 49 |
Alfa Romeo 146 | 89 |
FIAT Uno | 218 |
Renault 21 | 221 |
Vauxhall Carlton | 270 |
Citroen BX | 286 |
Nissan Bluebird | 324 |
Volvo 440 | 407 |
Peugeot 309 | 409 |
Rover 800 | 468 |