В новом составе федерального правительства, который утвердили вечером 21 января, сохранили свои посты 12 из 21 министра. Среди «удержавшихся» — министры, в максимальной степени влияющие на автопром, авторынок и дороги: Денис Мантуров, глава Минпромторга, и Евгений Дитрих, руководитель Минтранса.
Мантуров возглавляет Минпромторг с 2012 года, под его руководством ведомство проводит политику последовательного выдавливания импортируемых автомобилей с российского рынка и развития локального автопроизводства. При Мантурове в сентябре 2012-го был разработан и введен механизм утилизационного сбора, с лихвой компенсировавший вынужденное снижение импортных пошлин на автомобили после вступления РФ в ВТО. Этот сбор регулярно повышается, последний раз его ставки подняли 1 января 2020 года.
Другое важное направление деятельности Минпромторга (помимо прочего) — курирование разработки и производства линейки автомобилей Aurus. Проект «Единая модульная платформа» (ЕМП), в рамках которого создали машины новой марки, был инициирован в 2012-м. И хотя до сих пор Аурусы находятся в статусе предсерийных, запустить в производство их наконец обещают в течение 2020 года. Увольнение Мантурова с поста министра вполне могло бы подорвать реализацию этого проекта, поскольку Aurus — его любимое детище, которое он всемерно поддерживает восемь лет. Официально Минпромторг потратил на ЕМП около 14 млрд бюджетных рублей, в действительности — гораздо больше. Указанный объем — это только целевые транши конкретно на ЕМП, однако финансирование проекта размазывается и по другим статьям бюджета (даже по линии Минобороны, траты которого засекречены).
Деятельность Евгения Дитриха на посту главы Минтранса менее медийная, чем у Мантурова, но при нем реализуется множество автодорожных проектов, сейчас главный из которых — это долгосрочный «Безопасные и качественные дороги» (БКД). БКД стартовал в 2017-м (за полтора года до назначения Дитриха министром) и рассчитан до конца 2024-го. Общий объем средств, направляемых на его реализацию, составляет 4,78 трлн рублей. Цели БКД — доведение до нормативного состояния 85% региональных и городских дорог (сейчас из них качественными являются чуть более 50%) и снижение смертности на дорогах. Среди федеральных трасс нормативному состоянию уже несколько лет отвечают более 80% дорог (их курирует Росавтодор, подчиненный Минтрансу).
Напомним, что новым главой федерального правительства является Михаил Мишустин, бывший начальник Федеральной налоговой службы. Он сменил Дмитрия Медведева, работавшего премьер-министром с 2012 года.