Умер легендарный советский автомобильный дизайнер

Умер легендарный советский автомобильный дизайнер

12 Сентября 2019 | 24648 просмотров

В Санкт-Петербурге в возрасте 59 лет умер Геннадий Хаинов — знаменитый советский автомобильный дизайнер и конструктор.

Хаинов — человек необычной судьбы, он не имел профильного образования, а высококлассным дизайнером и инженером сделал себя сам. В возрасте около 22 лет Геннадий на пару со своим бывшим школьным товарищем Дмитрием Парфеновым, вдохновившись проводившимся в 1981 году пробегом самодельных авто, решили совместно построить свои самодельные машины.

В течение нескольких месяцев, собираясь по вечерам в сарае и работая до поздней ночи, парни собственными силами разработали, а затем построили два экземпляра спорткара с поэтичным названием «Лаура». Эти трехдверные фастбеки отличались от обычных советских самоделок зрелым дизайном, который перекликался с европейскими спорткарами конца 70-х — начала 80-х годов. Машины имели каркасно-панельную конструкцию — силовая клетка была сварена из стальных труб, а наружные элементы выклеены из стеклопластика. В движение автомобили приводил мотор ВАЗ-2105 с развернутой коробкой передач от ЗАЗа. Ведущими являлись передние колеса, полуоси и ШРУСы использовали от ВАЗ-2121 «Нива». Жестко ограниченные в средствах энтузиасты работали с тем, что есть, а других агрегатов в СССР не было.

В 1986 году во время автомобильного фестиваля в Праге, в котором участвовал Хаинов на своей «Лауре», на детище двух советских самодельщиков обратил внимание сам Нуччио Бертоне — основатель и глава итальянского дизайн-ателье Bertone. Нуччио поразился, когда узнал, что Хаинов и Парфенов построили свои потрясающие автомобили буквально в сарае. Энтузиастов показали по телевидению, после этого на них обратило внимание правительство СССР. Лично министр автомобильной промышленности Виктор Поляков по поручению генсека Горбачева пригласил Хаинова и Парфенова к себе в кабинет. Он рассказал им о том, что советскому автопрому не хватает молодых талантливых специалистов и предложил на деньги из министерства поработать над перспективной темой автомобиля 2000 года. Специально под Хаинова и Парфенова была организована Ленинградская лаборатория московского Научного автомоторного института (НАМИ). Геннадий со своим компаньоном пообещали министру, что разработают автомобиль для 2000 года всего за один год — и он не будет уступать лучшим зарубежным образцам. По техзаданию они должны были создать принципиально новый автомобиль на шасси ВАЗ-21083 (самая передовая советская модель на тот момент).

Через год, как и было обещано, из ворот Ленинградской лаборатории выехал автомобиль НАМИ «Охта». Аэродинамичный дизайн этого минивэна потрясает до сих пор. В машине было реализовано множество интересных задумок. Во-первых, количество деталей по сравнению с другими массогабаритными аналогами было уменьшено. Во-вторых, конструкция кузовных элементов была такой, чтобы автомобиль можно было выпускать на полностью автоматизированных конвейерных линиях. В-третьих, при небольших габаритах минивэн имел семиместный салон с трехрядной компоновкой 2+3+2. Сиденья обладали широким диапазоном трансформации. В-четвертых, в «Охте» впервые в советском автопроме была реализована мультиплексная электропроводка, ее разработал завод Автотракторного электрооборудования №1 (АТЭ-1). Через весь автомобиль проходил один-единственный кабель, к которому были подключены потребители. Они включались с помощью командных сигналов, идущих от центрального процессора. В минивэне также были активный передний спойлер, вклеенные боковые стекла (в которых опускались лишь сегменты), кондиционер и многие другие особенности. В 1988 году «Охту» представили на международном автосалоне в Женеве.

Спустя несколько месяцев Ленинградская лаборатория НАМИ разработала проект перспективного субкомпактного внедорожника «Прото» для завода ЛуАЗ. Затем пути Хаинова и Парфенова разошлись, каждый занялся своим делом.

В 90-х у Геннадия была собственная фирма Dragon Motor Company, которая занималась мелкосерийным производством автомобилей оригинального дизайна и конструкции. В продуктовой линейке компании, в частности, были внедорожники AG Astero и Jump!, необычный стиль которых разработал лично Хаинов. Имея полностью «свой» кузов, «Астеро» и «Джамп!» опирались на шасси УАЗа-3151.

Последние лет 15 Хаинов занимался разработкой прототипов для профессионального ралли и производством гусеничных вездеходов Terranica.

Геннадий Хаинов в середине 2000-х годов:

Спорткар «Лаура», 1985 год
Спорткар «Лаура», 1985 год
 
Спорткар «Лаура», 1985 год
НАМИ «Охта», 1987 год
 
НАМИ «Охта», 1987 год
НАМИ «Охта», 1987 год
 
НАМИ «Охта», 1987 год
НАМИ «Охта», 1987 год
 
НАМИ «Охта», 1987 год
НАМИ «Охта», 1987 год
 
LUAZ Proto, 1989 год
LUAZ Proto, 1989 год
 
LUAZ Proto, 1989 год
LUAZ Proto, 1989 год
 
LUAZ Proto, 1989 год
Внедорожник AG Astero, 1998 год
 
Внедорожник AG Astero, 1998 год
Внедорожник Jump!, 1999 год
 
Внедорожник Jump!, 1999 год
Внедорожник Jump!, 1999 год
 
Внедорожник Jump!, 1999 год
Внедорожник Uran с двигателем от БРДМ, разработка начала 2000-х годов
 
Внедорожник Uran с двигателем от БРДМ, разработка начала 2000-х годов
Внедорожник Uran с двигателем от БРДМ, разработка начала 2000-х годов
 
Внедорожник Uran с двигателем от БРДМ, разработка начала 2000-х годов
Внедорожник Uran с двигателем от БРДМ, разработка начала 2000-х годов
 
Внедорожник Uran с двигателем от БРДМ, разработка начала 2000-х годов
Вездеход Terranica, 2013 год
 
Геннадий Хаинов работает над масштабным макетом «Охты», 1986 год
 
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!
Вы смотрите раздел Новости о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром