Еще недавно многие представляли, что в будущем все электромобили будут покрыты солнечными батареями. Однако ни Tesla, ни Renault, ни Nissan, ни китайские компании не практикуют такой подход. Возможно, они все же изменят свое мнение, ведь нидерландский прототип Lightyear One обещает заманчивые перспективы при поддержке солнца.
Этот лифтбек призван решить давние проблемы электромобилей вроде слабо развитой инфраструктуры и «грязных» методов выработки энергии, используемой впоследствии для зарядки. Фотоэлементами усеяна вся крыша и капот: их общая площадь составляет 5 квадратных метров. Для защиты применяется специальное стекло, способное выдержать вес взрослого человека.
Однако другие компании отказались от установки солнечных батарей по одной простой причине: они малоэффективны. Впрочем, представители Lightyear обещают, что за один летний день в Нидерландах данный электромобиль сможет запастись энергией на 50-70 километров пути. Это весьма впечатляющий результат, особенно с учетом того, что средний городской житель за сутки проезжает около 15-30 километров. Таким образом, если оставить в стороне путешествия и прочие дальние поездки, то лифтбек Lightyear One теоретически сможет полностью себя обеспечивать энергией.
Но эти данные справедливы только для лета. Если же электромобиль будет весь год стоять под открытым небом, то он сможет сгенерировать около 700 кВт*ч энергии. При близкой к Tesla Model S эффективности этого хватит примерно на 3900 километров, или менее 11 километров в день. Уже не столь впечатляюще, а ведь это лишь средний показатель, то есть в облачные и зимние дни будет еще меньше. В то же время следует учитывать, что Lightyear One должен быть эффективнее своей американской коллеги: средний расход энергии заявлен на уровне 8,3 кВт*ч/100 км (в реальных условиях Model S потребляет около 18 кВт*ч/100 км).
Внешность Lightyear One примечательна не только наличием солнечных батарей, но и рядом других элементов, продиктованных стремлением снизить аэродинамическое сопротивление. Кузов электромобиля сильно вытянут, что особенно отчетливо заметно по громадному заднему свесу. Также тут нет наружных зеркал заднего вида (они заменены камерами), применяются специальные колесные диски, а задние колеса и вовсе наполовину скрыты. По схожему принципу был построен суперэкономичный Volkswagen XL1, хотя он и не являлся электромобилем.
Старания дизайнеров не пропали даром: Lightyear One обладает коэффициентом аэродинамического сопротивления всего 0,20 (для сравнения, у Volkswagen XL1 — 0,189, у Tesla Model 3 — 0,23).
В прототипе применяется тяговая батарея емкостью 60 кВт*ч. При благоприятных условиях (в частности, в теплое время года) полного заряда должно хватить на 723 километра. Это заметно больше, чем у той же Tesla Model S с аккумулятором на 100 кВт*ч (для нее заявляется 507-595 км). Но за экономичность приходится расплачиваться: в данном случае пострадала динамика. Несмотря на наличие четырех электромоторов (их характеристики не раскрываются), разгон с 0 до 100 км/ч занимает десять секунд (Model S способна укладываться в три секунды).
Lightyear собирается начать серийное производство новой модели в 2021 году. Компания заявляет, что уже продала первые 100 экземпляров, при этом она готова забронировать еще 400 машин. Цена — €119 000 (примерно 8 515 000 рублей по текущему курсу).