Любители тюнинга могут выдохнуть: введение более жестких правил легализации изменений в конструкции автомобиля перенесли на год — с 1 июля 2019 на 1 июля 2020 года.
Новые правила — это ГОСТ 33670 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». В нем прописаны требования к лабораториям по проверке машин, а также методы экспертизы и испытаний для оценки соответствия. Один из ключевых пунктов — запрет дистанционной экспертизы по предоставленным автовладельцем фотографиям. Это требование вызвало критику участников рынка. Выяснилось, что компаний, которые могут предоставить квалифицированные услуги автовладельцам, пока не хватает.
От поспешного введения ГОСТа 33670 пострадали бы автомобилисты, проживающие в отдаленных регионах (Калининград, Чукотка): им пришлось бы гнать машину за несколько тысяч километров для проверки любых изменений, даже установки газобаллонного оборудования. Все дело в том, что по состоянию на 14 июня 2019 года в России действовало всего 17 аккредитованных в этой сфере компаний. Предполагается, что перенос вступления ГОСТа в силу на год позволит создать большее количество лабораторий.
Эксперты считают, что отсрочка на год не решит проблем: новый ГОСТ сам по себе избыточен. Изначально его предполагалось применять для полной проверки автомобилей, которые ввозятся в единичном экземпляре (в частности, некоторых моделей праворульных японских машин). При этом осуществлять столь сложную процедуру из-за замены каждой гайки — бессмысленно. Но пока Госавтоинспекции стоит на своем: она считает, что столь жесткие требования вполне обоснованы.
Напомним, с 1 июня 2019 года вступило в силу постановление федерального правительства о схеме легализации тюнинга. Оно закрепило уже существующий и применяемый многоступенчатый механизм и порядок получения в Госавтоинспекции разрешения на внесение изменений в конструкцию и свидетельства о соответствии изменений требованиям безопасности, а также определило основания для отказа в выдаче таких документов.
Вот как в общих чертах выглядит процедура легализации тюнинга: автомобилист должен обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию, чтобы подтвердить возможность изменений в конструкции. Затем он отправляется в ГИБДД за разрешением. После этого владелец автомобиля устанавливает оборудование в автосервисе, проверяет его в лаборатории, затем снова возвращается в ГИБДД. Затем он получает свидетельство о регистрации с описанием всех изменений.