В воскресенье, 21 апреля, жители острова Русский выступили с серией одиночных пикетов — около 30 активистов с плакатами выстроились вдоль грунтовой дороги по направлению к поселкам Подножье и Воевода. Островитяне в очередной раз требуют провести к их месту жительства асфальтированную дорогу, а пока временно — организовать паромное сообщение до центра Владивостока. Как напоминает издание «Новости на VL.ru», с 2012 года дорогу обещают заасфальтировать, но пока только грейдируют.
Активисты вышли на одиночные пикеты около 11 часов утра. На плакатах надписи: «Будет хорошая дорога — будет счастливая жизнь!», «Добро пожаловать подышать пылью», «Русский остров был Меккой, стал мукой велосипедиста». Островитяне объясняют — устали трястись на грунтовке, дышать пылью и добираться до центра города по полтора часа.
Одна из участниц пикета, Елена Пикалева, с самого рождения живет на Русском. Работает экскурсоводом — возит на остров туристов. Говорит, за два года разбила машину, катаясь каждый день во Владивосток.
— За два года кучу раз поменяла «ходовку», есть все чеки, я бы их предъявила городской администрации, — рассказывает Елена. — Моя дочь ездит в школу, четыре автобусных остановки. Говорит, приехала на урок — весь воротничок черный, на зубах песок. Ведь пока солнце — поливать надо. Грейдер ходит, но присыпку не делает. Часто встречаются на дороге острые камни — колеса рвутся, я не раз была свидетелем. Приходится ездить со скоростью пять километров в час среди этих камешков. А автобус — это вообще кошмар, люди по полтора часа добираются до Владивостока. Сюда в основном отправляют водителей-штрафников. Во ВПОПАТ не скажут, но мы-то знаем.
Как пояснили активисты, городские власти обещали заасфальтировать дорогу до поселка Воевода и даже дальше, к другим бухтам, в 2012 году. Затем, по словам активистов, на место не раз приезжали геодезисты, проходили изыскательные работы, деревья готовили под вырубку — в итоге в 2014 году уже была подготовлена документация. И действительно, управление дорог и благоустройства размещало контракт на сайте госзакупок на выполнение работ на сумму 223 миллиона рублей. Тогда МУПВ «Дороги Владивостока» подало единственную заявку, соответствующую требованиям, и конкурс был признан несостоявшимся.
Один из островитян — Анатолий Жегель, военный пенсионер, служил в воинской части на Русском с 1976 по 2002 год. Мужчина привлекал внимание автомобилистов на съезде с асфальтированной дороги, выйдя на обочину с плакатом: «С 2012 года обещают заасфальтировать дорогу! Задыхаемся от пыли!».
— Обещали дорогу сделать аж до Воеводы и далее вплоть до самого Рейнеке, перекинуть через Попова, — рассказывает Анатолий Жегель. — Земля под дорогой принадлежит военным, и они были готовы передать Владивостоку полосу в 25 метров от дороги, а городское управление возжелало 150 метров. В 25 метрах ведь коттедж не засунешь, да и киоск с шаурмой только один влезет. Мне это дело надоело. Нас вот в прессе называют — «немногочисленные жители поселков». А ведь нас три с половиной тысячи человек — и что, растереть и выкинуть? Нас не считают за людей.
Главное требование участников пикета — провести асфальтированную дорогу до поселка. А на это время — организовать паромное сообщение с центральной частью города.
Отметим, жители поселков Подножье и Воевода уже не раз публично выражали свой протест. Одной из самых массовых и громких акций стал митинг возле кампуса ДВФУ в 2016 году. Тогда заместитель градоначальника пояснил возмущенным, что дороги острова находятся в аварийном состоянии, потому что принадлежат Минобороны — мэрия ремонтировать их не может. Однако собравшиеся раскритиковали слова чиновника и потребовали содержать грунтовки или вернуть паром.
А пока дорожные службы пытаются поддерживать грунтовки в удовлетворительном состоянии при помощи грейдеров. 19 километров дороги разравнивали в начале апреля, но всего через две недели дорожная техника вышла на тот же маршрут повторно.