Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» не будет реализован в полном объеме, если не сдержать растущие цены на битум. Об этом 24 декабря на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявил министр транспорта страны Евгений Дитрих. Битум — основной компонент при производстве асфальта.
«Мы по битуму сегодня имеем значительное ожидаемое удорожание. Важно, чтобы мы удержали цены на битум и у нас не возникло бы удорожание дорожных работ», — предостерег министр. Он рассказал, что совместно с крупнейшими нефтяными компаниями-разработчиками создана специальная программа по созданию хранилища битума. Его запасы должно сгладить цены.
Губернатор Алтайского края Виктор Томенко подтвердил «вопрос по битуму»: «Уже в этом году рост цен по сравнению с прошлым годом составляет более 30%. Поэтому при увеличении объемов работ (строительства и ремонта дорог — прим. ред.), тем более во всех регионах одновременно, такой дефицит можно прогнозировать. Здесь потребуются, очевидно, меры федерального регулирования этой ситуации».
Одной из причин удорожания битума Дитрих назвал рост базовой цены на нефть. Но эксперты считают, что основная причина — завершение нефтяного налогового маневра, в рамках которого к 2024 году будет обнулена экспортная пошлина при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых, а российские НПЗ будут покупать нефть, по сути, по мировым ценам. Сейчас стоимость тонны битума в среднем составляет 18 000 рублей. По оценкам экспертов, к 2024 году она может дойти до отметки около 30 000 рублей за тонну. На повышение стоимости автодорожных работ повлияет и грядущее повышение НДС до 20%.
По завершении обсуждения премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился в начале следующего года провести совещание с профильными чиновниками и главами регионов, посвященное ситуации с ценами на битум.
Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» реализуется с 2017 года, он рассчитан до 2025 года. Цель проекта — довести до нормативного состояния в городских агломерациях 85% дорог (сейчас лишь 50% из них соответствуют требованиям).