Продавцов контрафактных запчастей ждут оборотные штрафы и контрольные закупки. Об этих и других инициативах Росстандарта в интервью газете «Известия» рассказал глава ведомства Алексей Абрамов.
По его словам, борьба с поддельными запчастями является одним из приоритетных направлений Росстандарта — ведомство утверждает, что ввоз, производство и оборот таких деталей изначально опасны.
«Речь идет о работе быстрых и мощных технических средств, а значит, в конечном счете о здоровье и жизни водителей и пассажиров. Но проблема не только в этом. Черный и даже серый рынок автокомпонентов вредит добросовестным производителям и честной конкуренции, бьет по кошельку граждан и экономических субъектов», — сказал Абрамов.
Нарушителей ждут крупные штрафы — 1% от размера оборота за весь год, который предшествовал выявленному правонарушению, но не менее 500 тыс. рублей. Кроме того, планируется проводить контрольные закупки.
«Вместе с другими органами власти мы рассматриваем возможность использования механизмов контрольной закупки. Когда инспектор госнадзора закупает, скажем, тормозную колодку и сразу же передает ее на испытания. Если деталь проблемная, оперативно принимаются необходимые решения по штрафным санкциям, вплоть до запрета на продажу опасной продукции», — рассказал Абрамов.
Руководитель ведомства отметил, что наказания не касаются производителей неоригинальных запчастей, которые имеют нужные подтверждения.
Также глава Росстандарта рассказал о грядущей методике российских краш-тестов — RuNCAP. Над ней также работают специалисты Минпромторга и института НАМИ.
По словам Абрамова, за основу будет взята зарубежная методология, например, Euro NCAP, но систему планируется доработать, а не просто скопировать.
«Нужно проанализировать и посмотреть, как эта практика меняется с учетом новых систем безопасности, которыми оснащаются современные автомобили: где это действительно работает и где все еще высока степень травматизма и смертельных исходов в ДТП. Исходя из этих и других факторов — например, климатических особенностей, территориальной протяженности нашей страны и других, — вместе с автопроизводителями определим список тестов», — сказал чиновник.
Не исключено, что российские специалисты возьмутся за тесты крупногабаритного автотранспорта. «Я не слышал, чтобы кто-то занимался оценкой безопасности автобусов и троллейбусов: например, тем, насколько устойчивы к аварийным ситуациям крепления сидений. В рамках той же Euro NCAP такие испытания не проводятся. А вот с учетом анализа произошедших в России аварий целесообразно проведение испытаний габаритного транспорта — автобусов, грузовиков», — сказал Абрамов.
Кроме того, ведомство работает над стандартизацией требований для классических и спортивных автомобилей. Глава Росстандарта считает, что текущие законодательные нормы прописаны недостаточно четко, критериев не хватает для отнесения транспорта к той или категории.
«Пробел в регулировании оставляет возможность ввозить в Россию под видом классической и спортивной техники разного рода автохлам с явно неоригинальными комплектующими. Такая техника представляет реальную угрозу для безопасности, — говорит Абрамов. — Прежде всего это касается олдтаймеров и спорткаров, ввезенных в Россию после сентября 2010 года, когда вступил в силу технический регламент. По сути, их выпуск в обращение может быть признан недействительным. Но основными пострадавшими здесь могут стать владельцы действительно ценных — и с исторической, и со спортивной точек зрения — автомобилей».
По словам руководителя Росстандарта, ведомство предлагает организовать разработку всей необходимой базы стандартов с непосредственным участием сообщества владельцев таких автомобилей. Соответствующая работа будет вестись в рамках отраслевой программы стандартизации в области автопрома до 2025 года.