10 июля комитет Госдумы по транспорту рекомендовал парламенту принять во втором чтении проект закона ««О государственной регистрации транспортных средств», этот документ впервые вносился в нижнюю палату парламента еще в 2011 году, но с тех пор дорабатывался. Законопроект содержит серьезные нововведения, касающиеся регистрации автомобилей.
Основное новшество коснется покупателей новых машин у официальных дилеров: им не надо будет ездить в ГИБДД, чтобы поставить машину на учет — это можно будет сделать прямо в автосалоне. Чтобы предоставить новый сервис клиенту, дилер должен выполнить ряд требований: подписать договор с производителем (или с представителями автозавода), а также организовать помещение и штат «квалифицированных сотрудников». После этого компания получает статус «специализированной организации» и попадает в спецреестр. Сотрудники автосалона проверяют регистрационные данные на машину, передают документы в ГИБДД, изготавливают номера, затем, получив «добро» от подразделения, передают весь комплект с ключами от машины автовладельцу. Регистрация автомобиля в автосалоне будет платной услугой, максимальный тариф установит Федеральная антимонопольная служба, отмечает «Коммерсантъ».
В законопроекте также есть уточнения, касающиеся номеров. Вводится два новых термина: «государственный регистрационный номер» (сочетание букв и цифр) и «государственный регистрационный знак» (металлическая пластина, на которую наносятся символы). Подразделение ГИБДД будет назначать только номер, а знаки автовладелец будет получать сам — у изготовителей. К ним предъявят особые требования по охране спецпродукции и оборудования. Сейчас закупкой автономеров (через тендеры) и распределением их между регионами занимается Центр специального назначения в области безопасности движения МВД, на это тратится ежегодно сотни миллионов рублей. Средняя закупочная цена автономера составляет 400–500 руб. в зависимости от региона и поставщика.
Часть поправок носит, на первый взгляд, технический характер, но тем не менее они являются важными. Для случаев, когда у машины сгнили или проржавели все идентификационные номера на кузове, на автомобиль будет наноситься «дополнительная маркировка» (за чей счет — в законе не сказано), чтобы машину можно было дальше эксплуатировать. Впервые в документе появилось упоминание электронных паспортов транспортных средств: если машина ставится на учет с таким паспортом, то бумажный ПТС предоставлять не нужно.
Кроме того, в законопроекте прописана норма, согласно которой владелец транспортного средства не может быть младше 16 лет. Это позволит устранить юридический пробел, который позволял регистрировать машину на подростка и таким образом избегать привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД.
В документе, увы, исчезло какое-либо упоминание возможности для граждан выбирать «красивые» сочетания букв и цифр номера, притом что в первой версии документа такая опция была заложена. То есть обещанных аукционов по продаже автономеров не будет.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано предварительно на 17 июля (третье чтение, как правило, уже техническое), но решение будет принимать Совет Госдумы. Примут его, скорее всего, в весеннюю сессию 2019 года. Для этого придется внести некоторые корректировки в законы «О полиции» и об ОСАГО.