Камский автозавод провел в Казани презентацию беспилотных электробусов КАМАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. (Широко Адаптивная Транспортная Логистика). Напомним, что демонстрационный макет машины впервые показали еще в 2016 году, теперь же представлены два полностью функциональных прототипа.
Рабочие образцы 2018 года внешне серьезно отличаются от макета двухлетней давности — изменилась конфигурация стекол, форма светотехники и кузовные панели, но концепция осталась неизменной: ШАТЛ — это «вагончик» с четырьмя сдвижными дверями и максимальным объемом пространства в салоне. Внутри могут разместиться до 12 пассажиров, традиционных органов управления и водительского места нет.
Беспилотный электробус КАМАЗ разработал совместно с московским проектным институтом НАМИ. За интеллектуальную систему автопилота и постройку прототипов отвечал именно НАМИ.
ШАТЛ относится к категории М2 и предназначен для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.
Для экономии веса кузов электробуса выполнен из композитных материалов, несущая рама сделана из алюминия. Помимо пассажирских машин на этой же базе можно создать легкие грузовички с автономным управлением.
Беспилотник продемонстрировали в статическом и динамическом режимах. Для показа возможностей ШАТЛа в динамическом режиме был определен путь, расположенный внутри огороженной по периметру закрытой территории. Длина специального пути на песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки составляет 650 метров. На демонстрации машина разгонялась до 10 км/ч, но ее максимальная скорость намного выше — 110 км/ч.
Остановки машина может совершать только на заранее запрограммированных пунктах. Интерфейс электробуса позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.
Телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса в онлайн-режиме передается на сервер КАМАЗа. Для передачи информации используется экспериментальная сеть пятого поколения (5G) от «МегаФона». Задача организации удаленного управления беспилотным электробусом потребовала оперативного развертывания сети 5G на тестовой трассе в Казани. Только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удаленного объекта.
«Электродвижение и беспилотный транспорт — сегодня в числе основных направлений развития российского машиностроения, — отметил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. — ШАТЛ — это наша новейшая разработка, на примере которой можно проследить основные тренды развития автомобилестроения. При этом КАМАЗ-1221 — это лишь одна из уникальных моделей беспилотной техники, из ряда тех, над которыми сейчас активно работают специалисты КАМАЗа в рамках развития интеллектуальных транспортных систем».
Участвовавший в презентации глава Татарстана Рустам Минниханов отметил, что электробус КАМАЗ получился гораздо комфортнее, чем беспилотный автобус, на котором ему довелось прокатиться в Сингапуре.
Изначально предполагалось, что беспилотники КАМАЗ будут задействованы на развозе гостей ЧМ-2018 в Казани (там пройдет часть матчей). Но, судя по всему, разработчики сдали прототипы с опозданием. Будут ли их использовать на обслуживании гостей Чемпионата, уже непонятно.
Серийное производство ШАТЛов должно начаться в 2021-2022 гг. К этому времени в России планируют подготовить законодательную базу под использование машин с автопилотом.
Фото: «Вести КАМАЗа»
Видео: «Бизнес-Онлайн»