В Хабаровске растет число электромобилей. Местные активисты, как и их коллеги из Владивостока, добиваются, чтобы АЗС были оборудованы зарядными комплексами для таких машин, как того требует закон.
Узнать электрокар в потоке машин довольно легко — у него нет выхлопной трубы, он практически бесшумный, но резвый. Большинство владельцев электромобилей сделали свой выбор в пользу необычного авто, произведя простые математические подсчеты.
Так, например, хабаровчанин Александр Морозов раньше ежемесячно тратил на бензин порядка 12 тысяч рублей, теперь в 15 раз меньше. Ему приходит квитанция за электричество — всего на 800 рублей. Для него такая машина — находка и мечта.
— Я по жизни человек экономный, порой даже в городе глох на Приусе. Бывает, что встаешь в пробке и все. Просто я не любитель заправлять полный бак и всегда езжу на лампочке. Всегда думал, когда же появится тот автомобиль, который не нужно заправлять бензином. Это самый главный параметр, который был мне нужен, — рассказал Александр Морозов.
Самая популярный электромобиль в Хабаровске — это Nissan Leaf. В городе есть даже сообщество «лифоводов». В нем почти 60 человек.
Но какой бы заманчивой ни была перспектива покупки электрокара, у водителя, привыкшего к бензиновому двигателю, очень много вопросов и опасений. Главный вопрос — где и как заряжать? Ответ прост: так же, как и телефон — от обычной розетки. Однако нужен провод со специальным сечением. Большинство владельцев электрокаров заряжают машину в гараже.
— 90 процентов времени я заряжаюсь в гараже, просто оставляю машину на ночь. На утро она полностью заряжена. Летом хватает на 150-160 километров. Зимой из-за того, что печка тратит много тепла и энергии, пробег сокращается ровно в два раза, — рассказал владелец электромобиля Дмитрий Унагаев.
Есть и другой вариант. Договориться с управляющей компанией и официально установить во дворе индивидуальный счетчик и розетку. В среднем на полную зарядку уходит восемь часов.
Еще один важный вопрос — как электрокары переживают суровые дальневосточные морозы? Владельцы электромобилей в один голос говорят: доехать от дома до работы и обратно — вполне хватает. Но не скрывают — чувство внутреннего напряжения все равно есть. Мало ли — пробка или какая-то нештатная ситуация. На всякий случай в машине всегда есть провод, чтобы где-нибудь зарядиться. Вообще, по закону, АЗС должны были оборудовать зарядными комплексами для электромобилей до 1 ноября 2016 года. Но пока это все только на бумаге. Активисты добиваются выполнения этого закона в Хабаровске.
— Мы собирались несколько раз для того, чтобы подписать петицию в адрес администрации для развития зарядной инфраструктуры. В Москве, например, уже много таких станций, — отметил Дмитрий Унагаев.
Ответа мэрии со сроками установки зарядок нет, но активисты сдаваться не намерены.
Подводя итог, можно сказать, что электромобиль — хороший вариант для тех, у кого есть свой гараж и кто передвигается только в городе. В Ливадию или в Комсомольск на таком автомобиле не съездишь. Однако на сэкономленные средства можно купить билет на поезд всей семье.