Правительство РФ согласилось с идеей оснастить все российские автомобили «черными ящиками» — устройствами, записывающими данные о состоянии и местоположении транспортного средства.
Как пишет газета «Известия», в конце октября вице-премьер Аркадий Дворкович сформировал рабочую группу, которая займется подготовкой правовой составляющей при внедрении интеллектуальных телематических систем (ИТС).
Речь идет о формировании единой среды сбора, обработки и передачи практически любой информации о местоположении и состоянии автомобиля.
Типы собранной информации определят потребностями. Возможна передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля (для взвешивания перевозимых грузов), стиле езды конкретного водителя (для составления договора страхования), необходимости ремонта или замены определенных узлов (для автосервиса).
Система также позволит осуществлять управление дорожным движением. Речь идет об «умных» системах наблюдения, распознающих транспортные средства, а также позволяющих оптимизировать маршруты и интервалы, системе «Умная парковка» и т. д.
Вероятнее всего, функциональность системы будет так или иначе сопряжена с комплексом «ЭРА-ГЛОНАСС», который станет обязательным для всех новых автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза с 2020 года. Ранее обсуждались самые разные способы использования преимуществ «ЭРА-ГЛОНАСС» — от мониторинга соблюдения ПДД до принудительной остановки нарушителей полицией.
Сама по себе идея собирать данные с каждого эксплуатируемого автомобиля может показаться фантастикой, но эта возможность была заложена в разработанную по заказу правительства РФ концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года («Стратегия-2020»). В полном виде предложенные документом идеи реализованы не были, но не исключено, что мы увидим в реальности отдельные решения из «Стратегии».
В частности, в документе был пункт, посвященный необходимости перехода на систему Pay-as-You-Go Tax («Сколько едешь, столько платишь») с постепенной ликвидацией искусственного субсидирования автомобилистов за счет бюджета.
«Вводится универсальный налог за километр пробега, дифференцированный в зависимости от категории и местонахождения дороги. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека (ГЛОНАСС-трека) автомобиля. Повышение нагрузки на автовладельцев должно быть поэтапным», — говорилось в документе.