Казахстанская группа компаний Бипэк-Авто, владеющая автосборочным заводом в Усть-Каменогорске (где производится, кроме прочего, Лада 4х4), подвела итоги 2014 года и поделилась планами на год 2015-й.
Бипэк продолжает удерживать первое место по продажам автомобилей в Казахстане (53,2% национального рынка), при этом 30,3% покупателей пришли в автосалоны за автомобилями Лада.
В сентябре 2014 года Бипэк-Авто и АвтоВАЗ подписали договор, согласно которому казахстанский дистрибьютор выходит на рынок России и начинает продажи ВАЗовских автомобилей в пяти городах Сибири. Для чего у ВАЗовской «дочки» Лада-Сервис выкупаются автосалоны и СТО. Это первый случай такого сотрудничества с иностранной компанией.
Как рассказал президент Бипэка Анатолий Балушкин, в этой экспансии не все пошло гладко, например, в Барнауле пришлось взять на себя множество обременений и согласиться с задолженностью в $2 млн (результат мошеннических действий предыдущего директора барнаульского автосалона). Но в целом эксперимент оказался удачным и уже в ближайшие месяцы Бипэк «войдет» еще в пять сибирских городов. И, возможно, на Дальний Восток, если удастся договориться с железнодорожниками о льготах на перевозки.
Менее оптимистична ситуация на заводе Азия-Авто. Производство стоит с декабря: «упавший» российский рубль обвалил и казахстанский рынок, выгоднее стало за новыми машинами ездить в РФ. На складах Бипэка скопилось 18 000 непроданных автомобилей четырех марок. Но по прогнозам Балушкина весной цены в РК и РФ должны выровняться, после чего производство автомобилей в Усть-Каменогорске возобновится. С 1 июня Бипэк планирует начать продажи в России Лады 4х4 казахстанской сборки.
Тут начинается самое интересное: руководство Азии-Авто договорилось с ВАЗом о производстве Лады 4х4 Урбан. А осенью, с очень высокой вероятностью, в Усть-Каменогорске стартует и выпуск Лады Веста, одновременно с площадкой в Ижевске. Параллельно Азия-Авто планирует переманить к себе сборку Приоры — это будет одна из двух площадок, где станут делать Приору после ее «ухода» с ВАЗовского конвейера (вторая площадка — Чечен-Авто в Аргуне). Эти планы тянут на полноценную сенсацию: передавая Весту на сборку в Казахстан, ВАЗ, с одной стороны, рискует недозагрузить собственные мощности и потерять часть прибыли, с другой — подтверждает значимость рынка РК. Существуют у Азии-Авто и планы производства Гранты, но пока не удается договориться с ВАЗом о цене на машинокомплекты.