По данным нашей редакции, Changan недавно заключил соглашение о сборке нескольких моделей для российского рынка с калининградским предприятием «Автотор» — мы писали об этом во вчерашней заметке про «зеленую линию». По сути, топ-менеджмент Changan принял решение адаптировать бизнес к утвержденным ставкам утилизационного сбора, которые планируется поднимать каждый год 1 января вплоть до 2030-го. Это означает инвестиции в оборудование, поступления в бюджет Калининградской области, дополнительные рабочие места — и вообще все положительные моменты, связанные с локализацией, главный из которых — возврат части утильсбора. Таким образом, Changan сможет сохранить паритет в нелегкой борьбе за российского покупателя с Haval, Geely/Belgee и Chery. Кстати, последняя уже начала массовую программу по локализации своих машин на российских производственных площадках.
Впрочем, сегодня у нас речь пойдет не о российской сборке Changan, а об одном из китайских заводов компании в Чунцине — здесь базируется и штаб-квартира Changan. Напомним, что когда-то центральный офис и головное предприятие располагались в Шанхае, однако во время Японо-китайской войны 1937-1938 годов из-за угрозы захвата Шанхая японцами завод пришлось эвакуировать. И не зря: японцы в итоге действительно овладели Шанхаем…
Но это дело прошлого. Changan сегодня — это государственный концерн с разветвленной структурой. Завод, о котором мы сегодня вкратце расскажем и покажем на фото, 34-й по счету. Он так и называется — 34-й завод Сhangan. В него вкачали 1,4 миллиарда долларов США инвестиций, и рассчитан он на выпуск трех моделей. Одна из них совершенно точно будет в России — это Avatr 07. Вторая модель появится на нашем рынке с весьма высокой вероятностью — это Deepal S05, а вот третья не приедет ни при каких условиях — речь о Nevo Е07. Дело в том, что модели Nevo — это, по сути, перелицованные Чанганы, ориентированные на китайскую молодежную среду.
Главная черта 34-го завода «Чанган» в Чунцине — это даже не низкая доля ручного труда и связанный с ней высокий уровень автоматизации. Средняя зарплата здесь превышает 1000 долларов, а цеховые инженеры зарабатывают и по 1500 долларов. В общем, то время, когда рабочие на автозаводах в Китае получали крохи, а своих инженеров не было вообще, кануло в Лету… Всего на заводе с семью линиями подсборки и одним главным конвейером трудятся 21 инженер и 540 рабочих. Средний возраст сотрудников — 26 лет, по крайней мере, по официальным данным. Всего в цехах сосредоточено 183 поста, более 700 единиц оборудования, из которых 42 устройства оснащены элементами искусственного интеллекта.
Само собой, по цехам в автоматическом режиме перемещается заводской транспорт различного назначения в количестве 430 единиц — в основном он служит для доставки комплектующих к участкам сборки. Автоматические тележки (Automated Guided Vehicles) оснащены технологией распознавания окружающего пространства и при необходимости могут «подменять» друг друга. В целом только этот логистический парк заменяет около 90 рабочих. Эти 430 автоматических тележек общаются между собой и с заводским сервером через сеть 5G, которая покрывает весь завод. Через нее обеспечиваются и диагностика, и при необходимости обновление программного обеспечения. При этом для контроля всего парка требуется лишь один оператор.
34-й завод ввели в строй в прошлом году. Он рассчитан на выпуск аж 280 тысяч машин в год. Не много ли для трех моделей? Обратимся к статистике. Changan уже много лет стабильно входит в десятку брендов китайского рынка, однако в этом году сокращает объемы, в то время как относительно молодые суббренды, наоборот, набирают вес. Так, с января по апрель включительно местные дилеры получили 238 тысяч автомобилей марки Changan, 30,5 тысячи машин Avatr, 70 тысяч экземпляров Deepal и 18,8 тысячи моделей Nevo. При этом Nevo в первые четыре месяца вырос на 31%, Deepal — на 62%, Avatr — аж на 151%, а вот головной бренд Changan упал на 18%, что, впрочем, объяснимо — все электрифицированные модели в свое время были выведены в отдельные бренды.
В общем, нам эти цифры кажутся совершенно непостижимыми, но кто знает, может быть, в обозримом будущем российский рынок снова сможет вернуться к годовому объему в три миллиона новых машин и стать первым в Европе. Надеемся, что это дело недалекого будущего, и смотрим фотографии: как варят, как паяют, как прикручивают за 1500 долларов в месяц…