Госкомпания «Автодор» и ГАИ провели с начала 2025 года 150 совместных рейдов по выявлению водителей, которые зайцем проезжают по платным дорогам. В ходе этих мероприятий вынесли более 400 постановлений, предусматривающих лишение водительских прав за скрытие или снятые государственные регистрационные знаки. Об этом в интервью «Коммерсанту» сообщил Вячеслав Петушенко, глава «Автодора».
Он добавил, что ужесточение наказания за езду со скрытыми номерами позволило снизить количество неплательщиков проезда.
Самой сложной ситуацией Петушенко назвал езду с подложными номерами. Для выявления таких историй в «Автодоре» начали использовать нейросети, которые собирают и анализируют фотографии всех машин, проехавших когда-либо по платным дорогам. Если транспортное средство хоть раз проехало по платной трассе с читаемым номером, то затем его могут выявить по косвенным признакам и отличительным чертам.
В нейросеть загружены данные 45% транспортных средств, проезжающих по дорогам с системой «Свободный поток» (М-12 и ЦКАД). В ряде спорных ситуаций работу нейросетей дополняет специалист, который проводит разбор фотографий вручную — для точного установления реального госномера и владельца.
В 2024 году ГК «Автодор» через судебных приставов отправила водителям 408 тысяч претензий о необходимости оплатить проезд по дорогам, с начала 2025-го — 413 тысяч.
С 2021-го «Автодор» через Ространснадзор собрал с водителей 4,8 млрд рублей штрафов за неоплату проезда. В госкомпании ведут работу по привлечению к ответственности тех людей, которые проехали без оплаты в 2020-2021 годах. «Отпускать их не собираемся — доберемся рано или поздно и до них», — заявил Петушенко, говоря о старых должниках.
На некоторых участках трассы М-12 госкомпании пришлось отказаться от современной системы бесконтактной оплаты и установить шлагбаумы. Это решение связано с тем, что в отдельных регионах РФ пока не хватает дисциплинированности водителей в части внесения средств за проезд по платным дорогам.