В первом квартале 2024 года на учет в ГИБДД встали 5889 электромобилей, таким образом, доля «зеленого» транспорта в общем объеме рынка легковых автомобилей составила 1,78%, что чуть выше показателя IV квартала 2023-го, когда «зелень» заняла 1,56% рынка.
Давайте посмотрим, изменилась ли структура продаж с учетом ужесточения процедуры параллельного импорта. Напомним, что с 1 февраля 2024 года правительство РФ запретило ввоз электромобилей и последовательных гибридов под брендами, не внесенными Минпромторгом в списки доступных к параллельному импорту. Как оказалось, за прошедшие два месяца (то есть за февраль и март) структура сбыта не изменилась, что свидетельствует как о большом количестве завезенных машин до 1 февраля, так и о задействовании других способов доставки, кроме «параллельного».
Таким образом, Zeekr упрочил свое лидерство, продав на полтысячи машин больше, чем кварталом ранее: с января по март на учет встали 2883 автомобиля этой марки. Собственно, рост объема всего российского сегмента «электричек» и связан исключительно с увеличением сбыта Зикров. Из общего количества проданного 120 машин были произведены в 2024 году — их успели ввезти и продать. Лидером остается модель 001, на которую пришлась 1941 штука, далее следуют модели Х (608 штук), 009 (283) и 007 (49). Остальные экземпляры в полицейских раскладках не идентифицированы.
Продажи других брендов существенно скромнее. Вновь вернул себе второе место Volkswagen, «серые» дилеры которого реализовали 512 штук: большая часть их пришлась на ID.4 (355). А вот Evolute снова начинает сдуваться — продажи ниже, чем в IV квартале: 416 штук против 610, то есть в относительном исчислении фиксируем ослабление сбыта на 32%. Три четверти всего объема, а точнее, 355 машин, пришлись на седан i-Pro — самую устаревшую машину российской модельной линейки. Еще 14 покупателей выбрали маленький кроссовер i-Joy, 46 — i-Sky. Успел попасть в статистику и один экземпляр самой дорогой модели Evolute — кроссовер i-Jet, за который просят от 5,5 миллиона рублей. Интересно, что у электрических седанов вовсе не превалирует доля корпоративных покупателей — с января по март они приобрели только 110 машин, притом что в IV квартале на их счету было 279. Короче говоря, по всей этой истории со сборкой на липецком «Моторинвесте» методом прикручивания колес китайским электрическим Донгфенгам возникает логичный вопрос: сколько еще времени нужно инвесторам, чтобы они поняли бесперспективность всего этого дела? Не говоря уже о том, что любому человеку в здравом уме еще в апреле 2022 года, когда на межведомственной комиссии был утвержден СПИК «Моторинвеста», было понятно, что никакой экономической основы у этого проекта нет. Уж писали мы об этом, писали — устали писать…
Еще один провал российской «электрической» идеи — 21 реализованный кроссовер Skywell ET5. Опять же, изначально было понятно, что ни о каких нескольких тысячах электромобилей в год, запланированных к реализации изначально, речи идти не может. Сигнализирует о трудностях и марка Ora, запущенная российским представительством Haval. Напомним, она поступила в продажу 25 октября, при этом до Нового года дилеры успели реализовать 43 машины, а вот в I квартале в народ ушли только 30 штук… Не забудем и о нашем родном Москвиче 3е, который вышел на третье место и с результатом 417 образцов всего лишь на один проданный автомобиль обошел всю марку Эволют в полном составе. Более того, Москвич 3е еще и занял третье место среди моделей.
А что же «иностранцы»? Всех моделей Voyah, которые у нас распространяют структуры все того же «Моторинвеста», было продано 79 штук, 47 из них пришлись на кроссовер Free, 5 — на микроавтобус Dream, 27 — на седан Passion. Все машины — либо 2022, либо 2023 года выпуска.
«Серые» дилеры бренда Avatr, который чуть было не вышел в Россию официально, реализовали 243 машины, на все модели Tesla нашлись 264 покупателя, на все BMW — 127, на Porsche Taycan — всего 24… Ну и так далее, не будем перечислять всю эту рыночную мелочовку. Точечно отметим, что продолжил наращивать объемы и Lotus Eletre, сбыт которого увеличился с 84 до 102 штук. Его рост только подтверждает, что электромобили в России пока остаются игрушками для богатых. Короче говоря, вывод такой: 48% российского рынка электромобилей приходятся на Zeekr, а всех остальных игроков фактически можно даже и не брать в расчет.