Сегодня концерн Toyota Motor официально представил свой первый серийный водородомобиль — Toyota Mirai. С 15 декабря его продажи стартуют в Японии, следующей осенью модель доберется до Европы и США.
Toyota Mirai — четырехдверный четырехместный среднеразмерный седан с интересным дизайном и самым современным оснащением. Габаритные размеры следующие:
Все вышеперечисленные параметры схожи с показателями седана Toyota Camry последнего поколения, так что Mirai — автомобиль совсем немаленький.
Сердце автомобиля — новая фирменная система Toyota Fuel Cell System (TFCS), где Fuel Cell переводится как топливный элемент (электрохимическое устройство, осуществляющее превращение химической энергии топлива в электричество). В качестве топлива в TFSC используется водород — именно на этот альтернативный источник энергии Тойота сделала свою ставку. Доводы в его пользу: водород можно получить из широкого перечня природных богатств, из побочных продуктов жизнедеятельности (к примеру, из канализационных нечистот), а также из воды при помощи возобновляемой энергии (от ветрогенераторов, солнечных батарей и так далее). В сжатом виде у водорода плотность энергии выше, чем у аккумуляторных батарей, его легко хранить и транспортировать.
Водород преобразуется в электрическую энергию при помощи Toyota FC Stack — блока топливных элементов. Его максимальная мощность составляет 114 кВт, при этом он компактен и по многим показателям «лучший» или «первый» в мире (впрочем, конкуренция в этом сегменте невысока, так что оказаться в списке лидеров пока не очень сложно). От FC Stack энергия идет в преобразователь FC Boost Converter, который повышает напряжение в системе до 650 вольт. Следующий и последний на очереди — современный синхронный электродвигатель переменного тока с мощностью 113 кВт (154 л.с.) и максимальным крутящим моментом в 335 Нм. Дополняет все это действо никель-металл-гидридная батарея, которая накапливает рекуперативную энергию, а также два бака высокого давления для хранения водорода объемом 60 и 62,4 литра.
Toyota обещает, что Mirai подарит настоящее удовольствие от вождения — у автомобиля низкий центр тяжести и внушительный крутящий момент. Разгон до «сотни» займет чуть больше 9 секунд, ускорение с 40 до 65 км/час — 3 секунды. Что же касается настроек подвески и управления, то здесь у японцев богатый опыт, так что успех вполне вероятен. Помимо достойного поведения на дороге, владелец водородомобиля получает запас хода до 650 км, уникальный дизайн, кричащий соседям по потоку «Смотрите, я купил автомобиль будущего!», и передвижной электрогенератор мощностью 9 кВт.
Чего же лишен владелец Toyota Mirai? Пока что он лишен нормальной возможности заправить бак до полного — станции для заправки водородом только начинают строить, во всем мире их всего лишь несколько сотен. К примеру:
Про Россию пока упоминать рано...
До конца года Toyota хочет продать в Японии 400 водородомобилей. Стоимость каждого — 7 236 000 иен (без малого 3 млн руб. по текущему курсу) без учета стоимости утилизации. В США продажи стартуют только через год, но цена уже названа — $57 500 (2,7 млн руб.), плюс покупатель может рассчитывать на дополнительные скидки от правительства (в итоге придется заплатить менее $45 тыс. или 2,12 млн руб.).
Ждать ли успеха этого проекта? Пока не ясно. В свое время Toyota стала первым автопроизводителем, который выпустил по-настоящему массовый гибридный автомобиль, и многого добилась — гибриды не производит нынче только ленивый, а сама Тойота до сих пор является лидером в этой области. На этот раз Toyota тоже, можно сказать, первая (да, по дорогам ездит уже немало машин на водороде, но все они выпускались крайне ограниченными тиражами и только для тестирования). Вот только автомобиль получился далеко не такой доступный, как Toyota Prius, и далека не такой эффектный, как Tesla. Поэтому вопрос остается открытым.