Сегодня в режиме онлайн прошла пресс-конференция российского офиса Suzuki, в ходе которой генеральный директор «Сузуки Мотор Рус» Юта Такахаси отчитался об итогах 2020 года и поделился планами на 2021-й. Перед тем как перейти к деталям сообщения и нашему анализу, отметим ключевую фразу гендиректора. Г-н Такахаси отчетливо и внятно сказал, что не видит в нынешних условиях никаких преимуществ в локализации моделей Suzuki в России. Объясняется такая позиция просто — дифференциация при компенсации утильсбора вкупе с графиком увеличения глубины локализации, который утвердил Минпромторг, действительно делает российскую сборку невыгодной, потому что уже с этого года утильсбор отчасти начали оплачивать покупатели и автомобилей российской сборки, а не только импортных. Подробнее о том, кто и сколько платит нашему государству при покупке машин российского производства, мы расскажем в одном из наших ближайших больших материалов, а пока — к результатам Suzuki.
В 2020 году дилеры передали российским покупателям 8028 новых автомобилей Suzuki, что даже чуть больше, чем представительство отгрузило дилерам — 7961 экземпляр. Перерасход объясняется дефицитом, возникшим после снятия карантинных ограничений, — продавцы очистили все свои склады. Кроме того, с 1 января 2020 года правительство РФ взвинтило утильсбор, который покупатели импортных машин платят полностью. Зная об этом, Suzuki, как и все импортеры, ввезла в Россию до 1 января 2020-го максимально большое количество экземпляров, уплатив на таможне утильсбор по прежней ставке. Именно поэтому в начале 2020-го Suzuki удерживала цены на прежнем уровне, при этом в январе дилеры торговали только образцами 2019 и 2018 годов выпуска, а в целом по первому кварталу 2020-го доля машин 2020 года составила лишь 16%. За счет этого первый квартал прошлого года для Suzuki стал чрезвычайно удачным: рост поставленных на учет автомобилей составил более 200%.
Посему не удивительно, что в первом квартале 2021-го позиции Suzuki пошатнулись: официальные дилеры передали покупателям только 1815 новых машин, то есть не только меньше, чем год назад, но и меньше, чем по запланированному гендиректором Такахаси графику этого года. Дело в том, что в 2021-м российское представительство намерено реализовать 10 тысяч автомобилей, то есть на 25% больше, чем в прошлом году. Таким образом, ежеквартальный сбыт должен составить 2500 экземпляров. За счет чего компания будет восполнять отставание, ведь и в этом году не исключен рост цен? После пресс-конференции мы попросили гендиректора «Сузуки Мотор Рус» г-на Юту Такахаси ответить на этот и другие вопросы.
Сергей Арбузов: Вы сказали, что в 2020 году были вынуждены поднять цены из-за увеличения утилизационного сбора. Между тем в этом году министр промышленности и торговли Мантуров анонсировал еще одно повышение «утиля», на сей раз на 25%. Означает ли это, что цены на модели Suzuki снова вырастут?
Юта Такахаси: На изменение ценовой политики компании влияют многие факторы, не только утильсбор. И мы мониторим все изменения на рынке, чтобы заблаговременно сориентироваться и принять решение относительно стоимости автомобилей.
С. А.: Если Suzuki поднимет цены на автомобили в России и в этом году, за счет чего компания планирует нарастить продажи и увеличить долю?
Ю. Т.: Поднять продажи мы планируем за счет самого продукта, все-таки это надежные, качественные японские автомобили. Кроме того, мы рассчитываем на наши программы поддержки продаж: кредитные предложения, трейд-ин и прочие.
С. А.: До какого уровня российское правительство должно поднять утильсбор, чтобы Suzuki или закрыла продажи в РФ, или начала сборку автомобилей? Или повышение утильсбора не скажется на корректировке текущей стратегии Suzuki в России?
Ю. Т.: У компании нет планов по сворачиванию бизнеса в России. Мы с дилерами постоянно обсуждаем ситуацию на рынке и уверены в хороших перспективах в рамках нашей текущей стратегии.
Ну что ж, несмотря на протокольный характер ответов, отметим хотя бы хороший настрой гендиректора и предложим данные по продажам моделей Suzuki в 2020 году и в первом квартале 2021-го. Как мы сказали выше, в 2020-м на учет в России встали 8028 автомобилей Suzuki, что немногим больше, чем годом ранее, когда дилеры передали покупателям 7590 Suzuki. Лидером остается субкомпактный кроссовер Vitara, который нашел 5526 покупателей, что чуть больше, чем в 2019-м, когда было реализовано 5447 машин. Напомним, этот кроссовер, равно как и компактный SX4, поставляют к нам из Венгрии. 55% продаж Vitara приходятся на модификации 2WD, что касается версии с 1,4-литровым турбомотором, она привлекает менее 8% покупателей.
На Suzuki SX4 в 2020-м нашлось только 1249 покупателей (в 2019-м — 1553), на Jimny — 1253 (в 2019-м — всего 590). Что касается первого квартала 2021 года, Vitara нашла 1017 покупателей против 1395 в 2020-м, SX4 — всего 250 против 515, Jimny — 548 против 142 в 2020-м. В общем, картина тревожная: очевидно, что, несмотря на оставшийся потенциал, Jimny в силу своего нишевого положения не сможет дать больших объемов, при этом время нынешнего второго поколения SX4 на нашем рынке, кажется, прошло — все-таки машина была представлена еще в 2013 году.