Осенью 2023 года на мощностях бывшего предприятия «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» началась сборка отверточным методом пикапа JAC T6, который стали продавать под отечественной маркой Sollers, а название модели поменяли на ST6. Машины доехали до дилеров в ноябре, и в декабре в отчетную статистику по постановкам на учет в ГИБДД попали всего 49 образцов ST6: 25 штук приобрели частники, остальные — юридические лица. Все проданные в декабре 2023 года машины были оснащены 2,0-литровым дизелем HFC4DB2-1D1. Напомним, что агрегат развивает мощность 136 л.с. и 320 Нм тяги. Вместе с тем предусмотрена еще и модификация ST6 с бензиновым 2,0-литровым мотором в 176 л.с., который выдает тягу в 290 Нм. Оба мотора работают в паре с 6-ступенчатой коробкой передач. На сегодняшний день у московских дилеров пикапы имеются в больших количествах. К примеру, у «Авилона» на складе 40 машин, большинство из которых дизельные, но есть и несколько бензиновых образцов. Они идут примерно по одной цене — от 2 400 000 до 2 626 000 рублей.
Вскоре после начала сборки во Владивостоке пикапа Sollers ST6 российское представительство JAC сняло с продаж Т6 и сейчас предлагает две версии его сменщика — грузовички T8 и T8 Pro. На Т8 установлены те же силовые агрегаты, что и на Т6, но сама машина отличается более современным внешним видом и модернизированным интерьером относительно Т6. Что касается Т8 Pro, у него под капотом только бензиновый мотор — 2,4-литровый 4K22D4T мощностью 204 «лошади» и тягой 320 Нм, то есть как и у 2,0-литрового дизеля.
Какая из версий пикапа Т8 встанет на конвейер завода во Владивостоке, сказать трудно. Согласно обязательствам, зафиксированным в Специальном инвестиционном контракте, завод должен освоить выпуск пикапа ST8 в 2024 году. Случится ли это на самом деле, пока неясно: наши собеседники во Владивостоке выражают осторожный оптимизм и говорят, что сборка ST8 (JAC T8), скорее всего, начнется, но старт может быть отнесен на 2025 год.
Отметим, что по состоянию на сегодняшний день с позиций постановления правительства № 719 от 17 июля 2015 года пикап Sollers ST6 имеет нулевую локализацию, стало быть, в его цену полностью включен утилизационный сбор. Единственное заключение по производству промышленной продукции завода «Автомобильные индустриальные технологии» (или сокращенно «АИТ», так теперь называется «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус») относится еще ко времени выпуска японских автомобилей Mazda и касается сборки двигателя. Напомним, что процесс был организован следующим образом: сборочный комплект 2,0-литрового мотора приходил во Владивосток с завода в Хиросиме. Сборка была простой — на двигатель устанавливали навесное оборудование. Затем мотор уходил назад в Японию, завод отчитывался в рамках СПИКа об экспорте продукции, после чего тот же двигатель возвращался во Владивосток уже в рамках сборочного комплекта Mazda CX-5 или Mazda6. В 2018 году завод отчитался о начале механической обработки головки блока, однако документально освоение этой операции не подтвердил и не получил за нее локализационных баллов.
По состоянию на сегодняшний день в СПИКе «АИТа», который называется «Создание и модернизация мощностей, а также освоение промышленного производства моторных транспортных средств в Приморском крае в целях освоения производства промышленной продукции», не зафиксированы обязательства по восстановлению даже той примитивной сборки моторов, которая была при японцах. Впрочем, это не значит, что ST6/ST8 останутся без российского двигателя: как сообщают наши конфиденты, ST6 планируют комплектовать 2,0-литровым дизелем, который сейчас осваивает «Соллерс» в особой экономической зоне «Алабуга». По нему планируется относительно глубокая локализация, по крайней мере литье и механическая обработка блока и головки.
Интересно, что в связи с планами по локализации — не только дизельных моторов, но и коммерческих моделей Argo/Atlant — «Соллерс Алабуга» (выпускает Atlant) и «Соллерс Карго» (выпускает Argo) отчитались феноменально большим количеством локализационных баллов, предусмотренных за НИОКР, то есть за проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, с 15 февраля по 16 июля 2024 года на Atlant действует аж 2061 локализационный балл. Напомним, что сейчас меньше даже у АВТОВАЗа — всего 1941 балл. Наш собеседник на предприятии объясняет это большим объемом технической документации (в первую очередь технологической), разработанной в рамках локализации. Поскольку объем баллов за НИОКР привязан не только к реальному выпуску научной, конструкторской и технологической документации, но еще и к объемам выпуска продукции, мы в ближайшее время попробуем изучить вопрос и понять, каковы реальные объемы инжиниринга.
Реальная задокументированная локализация у модели Atlant по состоянию на сегодняшний день следующая: за сварку кузова и кабины машины получают 900 баллов, за систему «ЭРА-ГЛОНАСС» — 65. Кроме того, некоторые модификации получают еще 20 баллов за аккумулятор. А вот по модели Argo пока начислено только 65 баллов за «ЭРА-ГЛОНАСС», при этом за НИОКР действуют 2788 баллов! Проще говоря, на бумаге локализация космическая, на деле — весьма несущественная. Впрочем, документ на Argo выдан Минпромторгом по заявке еще от 23 августа 2023 года, а сварка в Ульяновске на мощностях «Соллерс Карго» началась в сентябре. Судя по всему, новое заключение на подходе, и мы будем держать наших читателей в курсе дела.