Если между Москвой и Санкт-Петербургом все-таки будет построена транспортная система Hyperloop, то билет в один конец обошелся бы минимум в 16,1 тысячи рублей. К такому выводу пришли в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Согласно отчету, создание системы длиной 650 километров обойдется минимум в 1,18 трлн рублей, или $18 млрд. Примечательно, что это несколько дешевле проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) между двумя столицами, строительство которой власти оценивают в 1,5 трлн рублей.
Однако указанная выше сумма — лишь минимальная планка. В иных конфигурациях стоимость строительства Hyperloop может подскочить до 2,35 трлн руб., или $36 млрд. Для ее окупаемости в течение 20 лет ежедневный пассажиропоток должен составлять 4,7-14,2 тысячи человек в день при различных вариантах исполнения системы и вместимости капсул.
При этом минимальная цена билета на основе этих данных может составить 27,5 тысячи рублей. Даже при подключении государственных субсидий ее удалось бы снизить только до 16,1 тысячи рублей. Впрочем, и эту цену нельзя назвать доступной для массового пользователя, что ставит под сомнение перспективность бюджетного софинансирования. В таких условиях пользоваться Hyperloop будут в основном только деловое сообщество и люди с высоким уровнем достатка. Этого будет недостаточно для обеспечения пассажиропотока, необходимого для окупаемости проекта в обозримой перспективе.
Также необходимо учитывать, что в расчете не были учтены затраты на отчуждение земли под инфраструктуру проекта, поэтому реальная стоимость проекта и, соответственно, стоимость проезда может быть значительно выше.
Впрочем, у Hyperloop были найдены и сильные стороны. Время, затрачиваемое пассажиром при поездке между Москвой и Санкт-Петербургом с учетом подъезд к объекту отправления и нахождения на нем, удастся сократить до 1 часа 28 минут. Для сравнения, на «Сапсане» можно уложиться лишь в 4 часа 23 минуты, на самолете — в 3 часа 58 минут.
Изначально проект Hyperloop был предложен Илоном Маском в 2012 году в качестве сообщения между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Hyperloop представляет собой вакуумный тоннель, внутри которого перемещаются капсулы со скоростью от 500 до 1220 км/час. Предполагалось, что расстояние в 561 километр можно будет преодолеть за 30 минут, а стоимость билета для пассажира не превысит $20. Сам Маск лишь подал идею и не планировал участвовать в реализации. На текущий момент в мире не запущен ни один коммерческий туннель по проекту Hyperloop.
При этом в некоторых странах периодически возникают предложения реализовать свой Hyperloop. В частности, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в 2018 году пообещал, что первый тоннель появится на Украине в течение пяти лет.